Трудные вопросы: астрология, гороскопы
Ольга Сакун - Град Ватикан
Первоначально слово «астрология» было синонимом «астрономии» - науки о звездах. Эти два слова употреблялись в одном значении вплоть до первого столетия христианской эры и даже позднее.
В настоящее время астрология обозначает совокупность практик, претендующих на изучение различных воздействий небесных тел на человека, которые якобы определяют черты его характера, его решения и действия, а также исторические события.
Колыбелью астрологии был Вавилон: об этом свидетельствуют тысячи глиняных дощечек ассирийского царя Ашшурбанапала (7 век до Р.Х.). Из Ассирии астрология распространилась в Персии, Индии, Китае, а позднее проникла в Грецию и Рим.
Римская империя, а затем Церковь активно боролись против астрологических практик. Астрология вновь расцвела в Средние века, прежде всего благодаря арабам.
Вплоть до 18 века астрология была широко популярна и практиковалась в основном среди простого народа.
И в наши дни у нее немало поклонников, судя по доверию гороскопам и важности, придаваемой его предсказаниям.
Астрология является древним методом волхвования. С самого начала Церковь осуждала эту практику. Толедский собор постановил: «Если кто-нибудь думает, что нужно верить астрологии, да будет тому анафема». Собор подразумевал довольно распространенный менталитет, согласно которому человеческие действия следовало приписывать звездам, а в конечном счете – Богу. Тем самым отрицалась свобода человека. Святой Августин писал по этому поводу: «Астрологи притязают на то, что на небесах находится неизбежная причина греха: будь то Венера, Сатурн или Марс, - которые заставили нас сделать то или другое, - чтобы оправдать человека, плоть и кровь с гордой трухой, и обвинить Того, Кто создал и держит небо и звезды».
И еще: «Нужно признать, что когда астрологи говорят правду, то это происходит под оккультным воздействием, которому подвергаются человеческие души, не осознавая этого. И поскольку это происходит с целью обмана людей, то действие это исходит от нечистых духов и искусителей, которым дозволено иметь некоторые сведения о земных вещах. Вот почему добрый христианин должен остерегаться астрологов и всех, кто прибегает к искусству прорицания, особенно когда предсказывают правду: чтобы они не обольстили его душу посредством общения с бесами и согласия с ними».
Безусловно, небесные тела, и особенно Луна, оказывают определенное воздействие на природу (достаточно подумать о том, как важны фазы Луны для земледельцев, когда они собираются сеять или переливать вино). Небесные светила наряду с другими метеорологическими факторами могут воздействовать на настроение человека и на такие события, как роды. Но они – как писал св. Фома Аквинский – не могут прямо воздействовать на интеллект и волю: «Человек обладает способностью к суждению и рассуждению о том, что он может сделать, - и это касается как использования внешних вещей, так и того, поощрять или отвергать внутренние страсти. Это было бы бесполезным, если бы наша воля зависела от звёзд и не была бы в нашей власти. Таким образом, светила не могут быть причиной решений нашей воли».
Гороскоп является одной из наиболее популярных форм астрологии. Для многих это не что иное, как игра или мода. Для других – направление в жизни. Некоторые принимают свои решения в зависимости от прочтения знаков зодиака.
Чаще всего гороскопами увлекаются люди мирские, далекие от Церкви, не верующие в Бога и не практикующие никакой религии. Именно о них писал святой апостол Павел: «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим 1,22).
Катехизис Католической Церкви без всяких колебаний осуждает астрологию, утверждая, что она противоречит вере в абсолютное господство Бога над нашей жизнью.
Вот текст Катехизиса: «Обращение к гороскопам, астрология, хиромантия, толкование предзнаменований и судеб, феномены ясновидения, обращение к медиумам - скрывают за собой желание получить власть над временем, над историей и, в конечном счете, над человеком, и одновременно стремление расположить к себе некие оккультные силы. Все эти явления находятся в противоречии с поклонением и почтением, соединенными со страхом, исполненными любви, которые подобают одному только Богу» (2116).
«Бог может открыть будущее Своим пророкам или другим святым. Тем не менее праведное христианское поведение состоит в том, чтобы с доверием предать себя в руки Провидения в том, что касается будущего, и отказаться от всякого нездорового любопытства по этому поводу» (2115).
(Из архива Радио Ватикана)