Трудные вопросы о сошествии Иисуса в ад
Апостольский символ веры гласит, что Иисус сошёл во ад. Предание также говорит, что Он вывел из него ветхозаветных праведников. Интересует учение Церкви по следующим вопросам: при Своём сошествии Иисус вывел всех ветхозаветных праведников или кто-то отказался идти за Ним в рай? Существует ли ветхозаветный «лимб»? Предлагал ли Иисус всем душам идти за Ним в рай? Не являются ли косвенно слова «Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому… (Мф 10,15) некоторое большее снисхождение к ветхозаветным грешникам, чем к тем, кто видел Иисуса, но отвергает Его? В географии Рая Данте есть нижние круги, где пребывают души спасенных, которые также не могут видеть Лица Бога, хоть и пребывают в радости и блаженстве. Действительно ли есть в раю некая иерархия и даже «места», где души не могут видеть Бога?
Под адом в древности подразумевалось место, где пребывали души, отделенные от тела. Эта реальность состоит из трех частей: место осужденных, место, где пребывали души чистилища и место, где праведники ожидали Спасителя, чтобы отправиться за Ним в рай. Вследствие первородного греха человек был обречен не только на телесную смерть, но и на сошествие в ад. Поэтому Христос, Своей смертью освободивший нас от смерти, сошествием в ад освободил нас от этой участи, согласно словам пророка Осии: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (13,14). Поскольку Христос был праведником, победив дьявола Своими страданиями, Он освободил узников ада, как гласит пророчество Захарии: «Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах 9,11). Кроме того, Иисус сошел в ад, чтобы осветить его Своим светом, как Он сделал это на земле, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил 2,10).
Иисус сошёл во все три вышеперечисленных места, которые обозначались словом «ад», но с разными последствиями. Сошествие к обреченным на погибель произвело в них неверие и озлобленность. Тем, кто находился в чистилище, Он даровал надежду на обретение славы. Святым же патриархам, находившимся в преисподней («лимбе») только в силу первородного греха, он даровал свет Своей вечной славы.
Святой Августин писал: «Христос, сойдя в ад, развязал всех праведников, которые были узниками первородного греха».
«И мертвым было благовествуемо», - говорит святой Петр в Первом послании (4,6). «Сошествие в ад есть исполнение, вплоть до последней полноты, евангельской вести о спасении. Это завершающая стадия мессианской миссии Иисуса, сжатая во времени, но безгранично просторная в своем реальном распространении дела искупления на всех людей всех времен и всех народов, ибо все спасенные обрели участие в искуплении» (Катехизис Католической Церкви, 634). Таким образом, предположение о том, что праведники отказались идти за Иисусом в рай и предпочли оставаться в узах рабства, лишено оснований. Точно так же, Он не мог предлагать рай осужденным душам.
Что касается разной степени блаженства в раю, то это тоже находит подтверждение в Писании. Сам Господь неоднократно упоминает о различной степени благ, которые Бог сообщает человеку. Об этом, например, идет речь в притче о талантах: одному было дано пять талантов, другому два, третьему один - «каждому по его силе» (Мф 25,15). В толковании этой притчи святой Фома Аквинский поясняет, что эта сила зависит от благодати, исходящей от Святого Духа и производящей в душе сверхъестественную расположенность, которая соответствует той степени благодати или любви, какую Он желает излить в нее согласно Своему свободному благоизволению. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова», - утверждает святой Павел (Еф 4,7). В постановлениях Тридентского собора говорится: «Мы называемся и действительно являемся праведниками, когда получаем то, что нам дано по справедливости в той мере, в какой Святой Дух разделяет между всеми, как Ему угодно (1 Кор 12,11) и согласно расположенности и содействию каждого». Есть ли в раю «места, где души не могут видеть Бога»? Это выражение – «видеть лик Божий» - в Библии означает осуществление надежды, совершенное исполнение евангельских обетований, жажды Бога, которая утоляется в равной степени для всех, кто пребывает в райском блаженстве.
Святая Тереза из Лизье писала: «Как-то меня поразило, что Господь Бог не дает на Небе славу в равной мере всем избранным, и я испугалась, что не все будут счастливы. Тогда Полина велела мне принести большой папин стакан, поставить его рядом с моим крохотным стаканчиком и наполнить их водой. Затем она спросила, который из них более полный. Я ответила, что они одинаково полны и что невозможно налить воды больше, чем они могут вместить. Тогда моя дорогая матушка объяснила, что на Небе Господь Бог даст Своим избранным столько славы, сколько они смогут вместить, и что даже последний ни в чем не будет завидовать первому» (цитата по изданию: Святая Тереза Младенца Иисуса, История одной души: автобиографические рукописи © Community of the Beatitudes).
Слова «Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» следует читать в контексте: они звучат после увещания апостолам отряхнуть прах от своих ног перед теми, кто не желает слушать апостольскую проповедь: этот жест, имеющий, согласно некоторым католическим толкованиям, «педагогическую» функцию, должен был побудить к размышлению и к покаянию.