Бог свободен в Своём выборе: история Савла из Тарса
Обращение Савла из Тарса - это один из самых сильных эпизодов Книги Деяний Свв. Апостолов. Его доминирующий мотив - это контраст, противопоставление двух моментов: сначала – отвержение любви, затем – принятие предмета своей ненависти с таким же рвением и энтузиазмом, с каким он был отвергнут. Савл, еврей, преследовавший христиан, становится христианином, преследуемым евреями; обращение Савла – событие неповторимое, единственное в своем роде, как и вся его последующая жизнь.
Можно сказать, что Савл до своего обращения знал Христа, но лишь для того, чтобы оттолкнуть Его, искал контакта с христианами, но с единственной целью их уничтожения, хотел выразить свою любовь Богу, разрушая дело Его Сына. Савл выступает заклятым врагом Христа.
Савл родился в Киликийском Тарсе около 5 года до н. э., «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению – фарисей», как пишет сам Павел в Послании к Филиппийцам. В Тарсе он провел все свое детство. Этот город имел двойное лицо – он принадлежал к иудейской цивилизации, которую характеризовала вера и поиск Бога в Писании, и к греческой цивилизации в силу своих экономических, исторических и философских компонентов (таких как стоицизм и эпикурейство). В то время как в своих посланиях он представляется Павлом, в «Деяниях» он предстает под своим семитским именем – Савл.
В своем отечестве Павел научился искусству спора – «диатрибе», а также стяжал любовь к распространению религии, благодаря тому инстинкту к прозелитизму, который характеризовал евреев из диаспоры. Фарисей и праведник в силу соблюдения Закона, он считал себя «отделенным», чем-то вроде «святого», то есть образцовым в соблюдении обрядовой чистоты, субботы, десятины и прежде всего традиции патриархов. К этому общественно-религиозному течению относились и многие книжники – учители Закона, которые в обстановке общинной жизни своим примером и наставлением воспитывали учеников из разных стран диаспоры.
В ту эпоху выделялись два известных законоучителя: Гиллель, более открытый, терпимый, поощряющий прозелитизм, и Шаммай – ригорист, недоверчивый по отношению к язычникам. Савл углубляет свои знания Библии в школе Гамалиила, следовавшего более открытым взглядам Гиллеля. Как же случилось, что его ученик стал суровым гонителем? Дело в том, что в более радикальной группировке христиан – той, которая говорила по-гречески и которую представлял первомученик Стефан, - Савл видел самую серьезную опасность для Закона и Храма. Таким образом, он должен был выбрать из двух вариантов: либо уничтожить христиан, либо быть уничтоженным ими. Возможно, и образ Мессии, пригвожденного к древу, кажется ему нелогичным, даже кощунственным, – ведь в Писании в адрес пригвожденного к древу звучит проклятие.
С этим «рвением» по отношению к Храму и Закону Савл отправляется в Дамаск, отстоящий от Иерусалима примерно на 250 км. События, происходящие на пути Савла в Дамаск, показывают, как гонитель учеников Господа, гонитель тех, кто призывает имя Иисуса, предстает перед нами исцеленным через одного из учеников Иисуса, наставленного Им, – Ананией. Тот, кто хочет схватить христиан, превращается в христианина, принятого их общиной как брата.
«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого Ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. ... Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел....
В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме... Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое... И я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищу, укрепился».
Этот рассказ присутствует и в двух других версиях, которые Павел излагает во время своей защиты перед толпой Иудеев, намеревавшихся побить его камнями (Деян. 22), и перед судившими его Фестом и Агриппой (Деян 26).
Христос просвещает Савла, открываясь Ему как Мессия, и превращает его из человека, искавшего христиан ради гонения их, в человека, ищущего христиан для того, чтобы они ему помогли. Иисус призывает Савла в общину, чтобы затем он предстал перед миром. Единственная причина перемены, произошедшей с Савлом, - это вмешательство Бога. Его дополняет «принятие пищи», - возможно, речь идет о евхаристической трапезе. Некоторые пытаются объяснить обращение Павла психологическами причинами – религиозным кризисом, колебанием перед стойким поведением арестованных христиан, или же трудным путешествием, сильным шоком, превратившим то, что он ненавидел, в то, что он любит. Несомненно, психологические процессы сыграли свою роль, но ими нельзя объяснить то событие, которое будет основоположным для всей последующей жизни святого Павла.
Апостол Лука хочет подчеркнуть, что распространение Евангелия среди язычников является замыслом самого Иисуса, именно ради этого замысла Он преобразует Павла из врага в миссионера. «Брат Савл!» - так обращается к нему Анания. Это слово, как и упоминание о страданиях, которые должен перенести Савл за Христа, знаменует принятие Савла в христианскую общину.
Встреча Савла с Иисусом насыщена совершенно особым смыслом, она отличается от любого другого его видения. Иисус, явившийся Павлу в Коринфе, велит евангелизировать город и ободряет его в этом нелегком деле (18 глава). В Иерусалиме Христос наказывает ему покинуть город и идти к язычникам (22 глава), там же является Павлу, чтобы направить его в Рим (23 глава) или утешает его во время путешествия в Рим (27 глава). Но встреча на пути к Дамаску не похожа ни на одно из этих видений. Только она становится решающей, переломной для всей жизни Савла. Происходит контакт не просто с посланием или посланником Бога, но с самой личностью Иисуса Христа. Это – неповторимое явление Иисуса, самая настоящая христофания. Христос произносит такую фразу: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Она означает, что преследование христиан – это борьба против Бога, как предупреждал Гамалиил. Но здесь косвенным образом указывается на единство каждого христианина с Иисусом, сопричастность Его Телу, мистическому Телу Иисуса. Иисус не говорит: «Почему гонишь Моих святых, Моих рабов?», но - «почему гонишь Меня?», то есть «тех, кто – часть Меня».
Посредником вступления Савла в христианскую общину стал Анания, ученик, который ручается перед христианами за подлинное обращение Павла.
Итак, Савл принят в общину и остается на несколько дней с учениками в Дамаске.
«И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?». Иудеи вначале не замечают перемены, произошедшей с Савлом, они лишь удивляются и приходят в замешательство: они ожидали увидеть перед собой преследователя христиан, а видят миссионера Христова. Прийдя в себя от изумления, Иудеи решают убить Савла. Но ученики спускают его по стене в корзине, и Савл идет в Иерусалим. Здесь он сталкивается с недоверием самих христиан: Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к апостолам и рассказал, как на пути он видел Господа, передал слова Иисуса и то, как Павел в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса: «И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его».
Что же заставляет Павла, чудом избежавшего бедствий в Дамаске, искать новых приключений, да еще в Иерусалиме – крепости его теперешних врагов? Зная об импульсивном характере апостола, можно было бы снова обратиться к психологическим объяснениям: может, это - переливающийся через край энтузиазм неофита, желающего вернуть потерянное время? Но не характер и не расчет направляют шаги Савла, а его миссия. Из текста Послания к Галатам (1 глава) мы знаем, что Павел пришел в Иерусалим для того, чтобы встретиться с Петром и коллегией апостолов, хотя за пятнадцать дней пребывания в городе ему удается побеседовать, кроме Петра, только с Иаковом. В любом случае, пребывание в Иерусалиме становится печатью, подтверждением его обращения и признанием его христианской проповеди.
Среди многочисленных выдающихся аспектов личности Павла особо выделяется его честность, прямолинейность. Он всегда следует истине согласно совести. Убежденный в фарисействе, он борется против учения Иисуса. Когда на него нисходит благодать и он понимает, что борется против Бога, думая служить Ему, - он немедля поклоняется Тому, Кого ругал: Павел чувствует, что Иисус прощает его от всего сердца.
Бог настолько свободен в Своем выборе, что может считать самыми близкими друзьями тех, кто был злейшим врагом: Иисус учит лишь тому, как сам Он поступает.
Савл, конечно, не был столь наивным, чтобы не понимать, какие опасности повлечет для него принятие Христа: и, как мы знаем, действительность превзошла все ожидания. Тот, кто не боится собственных убеждений, обречен на трагическое, хотя и плодотворное одиночество. Человек, который, следуя своей совести, изменяет убеждения, вначале должен рассчитывать лишь на свои собственные силы, потому что для старых друзей он предатель, а новые еще не доверяют ему. Но апостол, миссионер, христианин не одинок. Его крепостью становится Бог, а дар Божий подтверждается Церковью, распознающей харизмы.