Падре Пио, учитель молитвы и милосердия
Сегодня в рубрике «Подвижники Католической Церкви» обратимся к личности святого, который может стать для нас образцом молитвы: святого Пия, Падре Пио из Пьетрельчины.
Самой характерной чертой святого Пия из Пьетрельчины была неустанная молитва, при помощи которой он поддерживал непрерывный контакт с Богом. Молитва была для него убежищем, оружием, сокровенной силой.
Своим духовным чадам и всем, кто обращался к нему за духовным наставлением или советом о том, как реализовать свою веру в конкретной жизни, Падре Пио обычно отвечал: «Молитесь, много молитесь, дети мои. Молитесь всегда, неустанно!».
Для Падре Пио молитва на самом деле была пространством беседы души с Богом, которая рождалась от внутреннего богатства, благодарного изумления перед тем, что Господь соделывал в нем и вокруг него, а также от нужд и страданий, которые он ежедневно разделял с теми, кого Господь ставил на его пути. Вот что он писал своему духовному наставнику: «Как только я принимаюсь за молитву, сразу чувствую, что душа умиротворяется и успокаивается так, что это трудно выразить словами». Иной раз, как это случается с каждым, он признавался, что ему трудно внутренне сосредоточиться: «...Я чувствую, что мое тело угнетает множество болезней, и у меня нет сил сосредоточиться, как бы я этого ни желал...».
В некотором смысле, именно «трудная молитва» сделала Падре Пио не только образцом молитвы, но и наставником молитвы, особенно близким современному человеку, которому часто не удается оторваться от того, что происходит вокруг, который не всегда умеет понять и принять смысл и причины происходящего.
В письмах к духовным наставникам Падре Пио нередко писал именно о таком состоянии духа, иногда ему казалось, что молитва его напрасна и даже отвергнута Богом: «... Я молюсь непрерывно, но моя молитва никогда не возносится от этого низкого мира: небо, мой отче, кажется мне сделанным из бронзы; железная рука лежит на моей голове: она постоянно отталкивает меня далеко-далеко...».
Разные события жизни, особенно самые скорбные, побуждали его идти вперед по пути молитвы, в поисках лика Господня, с доверчивым преданием себя Божественному провидению и полным смирением перед замыслом Бога о его душе. «Воздыхаю, плачу, стенаю, - писал Падре Пио, - терзаемая болью и бессилием, бедная моя душа покоряется Господу, говоря: ´Иисусе Сладчайший, да будет не моя, но Твоя воля´. Всегда повторяю: Fiat (Да будет!), и не желаю ничего, кроме точного исполнения этого Fiat, именно так, как того требует Он, щедрый и сильный...».
Падре Пио – настоящий учитель молитвы именно потому, что он сам был послушным учеником, внимательным и верным голосу Духа и голосу духовных руководителей, которые день за днем вели его по дорогам доверия и глубокого единения с Господом.
Как безмолвная, сердечная молитва, так и интенсивная, долгая молитва перед и после совершения Евхаристии, в течение всей жизни Падре Пио была для него центром апостольства и духовности, «золотым ключиком» для того, чтобы войти в сердце Божье и в то же время взять на себя бремя множества бурь, потрясавших сердца его братьев: «Меня поглотила любовь к Богу и любовь к ближнему, - пишет он, - Бог всегда запечатлен в моих мыслях и в сердце. Никогда не теряю Его из виду: восхищаюсь Его красотой, Его благостью и Его скорбями, Его милосердием... В Нем я чувствую себя всегда умиротворенным, по крайней мере внутренне; а во внешнем иногда не все так хорошо. Что же до братьев? Увы, как же часто, если не сказать постоянно, мне приходится говорить вместе с Моисеем: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей. Как ужасно жить сердцем!».
Благодаря своему духовному опыту и повседневному пути рука об руку с Господом Падре Пио был одновременно щедрым и практичным, когда речь шла о молитвенном пути его духовных чад. Одной духовной дочери он послал самое настоящее «руководство» для повседневной молитвы, чтобы она могла расти в единении с Господом. Это руководство сохраняет сегодня всю свою актуальность и педагогическую ценность. Среди основных пунктов Падре Пио указывал на следующие:
- посвящать два момента в течение дня духовным размышлениям
- не терять из виду присутствие Бога
- как можно чаще возобновлять благие намерения
- молиться перед обедом и после него
- молиться перед сном и после сна
- предавать в руки Господа ночной отдых.
Эта программа была предложена духовной дочери, уже достигшей определенного прогресса на пути к совершенству, однако она может быть полезным указанием для любого человека, который желает препоручить самому Господу руководство собственными шагами, даже когда они медленны и неуверенны.
Вот как продолжал свои наставления Падре Пио: «Вы не должны падать духом или впадать в уныние, когда действия Ваши не выходят с тем совершенством, с которым Вам бы хотелось; но что Вы хотите? Мы слабы, мы – земные, а не всякая земля производит плоды, какие хотел бы земледелец...».
Вспомним о так называемой сердечной молитве, или Иисусовой молитве. Папа Иоанн Павел II в одном из размышлений перед молитвой «Ангелус», говоря об этом особом виде молитвы, известном прежде всего восточной традиции, подчеркивал, что она заключается в «умении внимать, в глубоком и гостеприимном безмолвии, голосу Духа». Хотя эта молитва и совершается в сердце, она тайным образом приобретает общинный смысл, не случайно она лежит в основе необычайной интуиции Падре Пио – создания «Молитвенных групп», цепочки сердец, соединившихся перед ликом Христовым.
Падре Пио, - несомненно, один из святых, к которым верующие обращаются чаще всего с тем, чтобы испросить заступничества и покровительства, и таким образом, как сам он любил повторять, он может продолжать свое излюбленное служение – утешения и духовного руководства. Падре Пио был дарован нам Господом, а затем указан Церковью как образец и наставник христианской жизни, и особенно – как «человек молитвы и страдания».
Своим духовным чадам он давал простой совет:
«Перед Богом преклони колено и с величайшим смирением повторяй эту краткую молитву: ´Помилуй меня, нищего и больного´. Потом встань и проследуй в своих повседневных делах со святым бесстрастием».
Это – урок гиганта духа, который в течение всей своей жизни, как сам он говорил, «хотел быть лишь бедным монахом-молитвенником».
Падре Пио был не только молитвенником, но и человеком деятельного милосердия. В 1947 году его усилиями начались строительные работы над Домом облегчения страданий, открывшим свои двери в мае 1956 года. В этой больничной структуре многочисленные больные получают уход и лечение «с человеческим лицом». Как во время его жизни, так и после его смерти многие люди получили чудесные исцеления в ответ на молитвы Падре Пио. В каноническом процессе его прославления был приведен случай: восьмилетний мальчик Маттео Пио Кольтелла заболел тяжелой формой менингита. Его органы постепенно отказывали. По молитвам подвижника мальчик получил неожиданное и полное исцеление.
В 1962 году заболела злокачественной опухолью близкая знакомая Кароля Войтылы, который обратился письменно к Падре Пио, испрашивая его молитвы. Эта женщина, Ванда Полтавска, по сей день живет в Кракове.
Подобно своему учителю святому Франциску, Падре Пио носил на своем теле стигматы. Святой из Пьетрельчины стыдился их и называл эти язвы «своим позором». Стигматы заставляли его почувствовать себя большим грешником. Но в то же время он испытывал и особое присутствие Господа, поэтому снимал перчатки во время совершения Евхаристии из чувства благоговения перед Богом и уважения к знаку – пусть, в его понимании, и позорному, унизительному, - но дарованному Самим Господом.
Стигматы Падре Пио представляли из себя пять ран, которые появились в пяти местах – там же, где должны были находиться раны от распятия у Спасителя: на ладонях, ступнях и в области ребра. Раны приносили Падре Пио большие физические страдания. Они сохранялись до последних месяцев жизни Падре Пио, а в момент его смерти полностью, бесследно исчезли с его тела.
И в Церкви, и вне ее лона было немало споров о подлинности и значении стигматов – Христовых язв на теле человека. Для верующих они являются сверхъестественным знамением, при этом мы уважаем и мнение тех, кто не признает наличие сверхъестественного компонента в подобных феноменах. Для нас, верующих, стигматы у святых являются чудом, знаменующим грядущее пришествие Царства Божьего. С пастырской точки зрения, есть также немало аспектов, над которыми они помогают задуматься: сегодня, в XXI веке, когда красота человеческого тела отождествляется с физическим совершенством, Падре Пио как будто обращается к нам, говоря, что и тело, отмеченное болью и страданием, является храмом присутствия Бога, наивысшего совершенства. Таким образом, сами страдания делают человека совершенным.