Существует ли католическая медицина?
Такого понятия, как «католическая медицина», не существует. Но Католическая Церковь всегда проявляла заботу о страждущих телом и душой и испокон веков считает служение больным неотъемлемым аспектом своей миссии. Поэтому Церковь уделяет медицине особое внимание. Она провозглашает принципы, которые должны лежать в основе отношения к больным и к тайне человеческого страдания, а также проводит исследования в различных сферах медицины и биоэтики, вдохновляясь христианским пониманием человеческой личности, ее достоинства и ее места в Божественном замысле.
Медицина призвана обращать внимание не только на благо и здоровье тела, но и на человеческую личность как таковую, которая поражена болезнью в своей плоти. Болезнь и страдание затрагивают не только физический аспект человека, но человека в его целостности, в его телесно-духовном единстве.
Достижения в области биомедицинских технологий, затрагивающие самые деликатные сферы человеческой жизни, от ее истоков до ее угасания, являются предметом глубоких биоэтических исследований, осуществляемых также в Церкви, в различных католических учебных и научных центрах, в Папской академии наук.
Церковь проводит исследования и в области нетрадиционных методов лечения, вынося суждения по поводу научной обоснованности и этического аспекта различных видов нетрадиционной медицины. Эти суждения зафиксированы в документах Святейшего Престола.
Поскольку целью миссии Церкви является спасение человека, в своем подходе к медицинской тематике она прежде всего смотрит на человека в контексте естественного закона, вписанного Богом в каждого из нас. Поэтому Церковь называет медициной только то, что действительно относится к врачеванию и сохранению жизни, и не считает областью медицины (то есть диагностики, лечения и профилактики) такие практики, как аборт, эвтаназия, контрацепция другие действия, направленные на искажение Божественного замысла о человеке. Красноречивым проявлением такого подхода Католической Церкви являются, например, отделения акушерства и гинекологии при руководимых ею медицинских учреждениях. Беременную женщину, пришедшую на консультацию, там никогда не спросят: «Будете рожать или делать аборт?», - как, увы, это случается в некоторых женских консультациях. Единственной целью врачей будет как можно лучше довести эту беременность до благополучных родов, заботясь обо всех аспектах здоровья матери и ребенка. В случае необходимости врач направит женщину в центр помощи в кризисных ситуациях, где она может получить материальную, правовую и психологическую помощь. Супружеским парам, обращающимся по вопросу планирования семьи, католическая консультация предложит курсы по обучению естественным методам планирования семьи.
Врачи-католики в странах, где это позволяет законодательство, пользуются правом не совершать действия, противоречащие собственным религиозным и нравственным убеждениям. Так, в Италии около 70 процентов гинекологов не делают аборты.
Все это можно, конечно, назвать «католической медициной», хотя эти принципы просто-напросто являются принципами человечности. Клятва Гиппократа, которую дают все врачи, содержит слова: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Таким образом, ценность человеческой жизни в любых обстоятельствах должна быть всегда в центре медицины, и не только «католической». Увы, в этом смысле мир далек от идеала.