Для чего в старых храмах боковые алтари?
В раннехристианской Церкви в каждом храме был только один алтарь. Не случайно святой Игнатий Антиохийский писал в Послании к магнезийцам: «Все вы составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как одного Иисуса Христа, Который исшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел».
С ростом числа иеромонахов в 7-8 столетиях стали распространяться боковые алтари в монастырских храмах. К IX же веку восходят свидетельства о совершении нескольких Месс одним священником в течение одного дня. Так, Папа Лев III (годы понтификата 795-816) служил Мессу до семи-девяти раз в день. Этому феномену способствовало то, что верующие все чаще просили о совершении так называемых вотивных Месс, то есть Месс во исполнение каких-либо духовных обетов. Совершение нескольких Литургий в один и тот же день объяснялось и ростом почитания святых и их мощей, хранившихся в специальных алтарях, освященных во имя этих подвижников. Таким образом, число боковых алтарей стало расти в тех храмах, где служили несколько пресвитеров и где хранились мощи святых, и не только при монастырях, но и в кафедральных соборах и других храмах. В 13 веке число боковых алтарей стало расти не столько потому, что в храме служилось несколько Месс, сколько из-за резкого скачка числа священников в городах. В начале XVI столетия кафедральный собор Магдебурга мог «похвастаться» 48 боковыми алтарями. Это явление, по мнению некоторых современных литургистов, в немалой степени усугубило кризис Церкви. Так, Юнгманн считает, что община следует идеалу, провозглашенному святым Игнатием Антиохийским, при условии, что Евхаристия охватывает всех, и обычай служить Мессы на единственном алтаре не должен нарушаться без веской причины.
Современное каноническое право ничего не говорит о боковых алтарях, возвращаясь тем самым к идеалу единственного алтаря. Изначальная функция алтаря подчеркивается в Пояснении к обряду освящения алтаря: «Уместно, чтобы в новых храмах был воздвигнут только один алтарь; единственный алтарь, у которого ассамблея верных собирается как единое Тело, - это знак единственного нашего Спасителя Иисуса Христа и единой Евхаристии в Церкви» (158). Так же, как Евхаристия является средоточием всех Таинств, алтарь – это средоточие и основание любого литургического пространства.