Святотатственное причащение

 ВОПРОС:

Как победить страх святотатственного причащения из-за постоянных навязчивых блудных мыслей и желаний, которые меня пугают? Являются ли они смертным грехом? Я уже неоднократно говорил о них на исповеди, но они постоянно возвращаются, я ничего не могу с ними сделать и таким образом поддаюсь им, бывает, наслаждаюсь ими, а потом очень страшно переживаю, не совершил ли я смертный грех. Неясность в том, смертный это грех или нет, повергает меня в депрессию, страшно идти к Причастию. Когда есть нечистые желания, я их сразу отгоняю и никогда до брака им не уступлю, так как знаю, что это смертный грех.

 

ОТВЕТ:
Господь сказал в Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5,27-28).

Обратимся к комментарию Катехизиса Католической Церкви: «В этимологическом смысле слово ´вожделение´ может указывать на любую сильную форму человеческого желания. Христианское богословие придает ему особый смысл - чувственного аппетита, противостоящего человеческому благоразумию. Св. апостол Павел отождествляет его с мятежом ´плоти´ против ´духа´. Оно является следствием непослушания первородного греха (Быт 3,11). Оно вносит беспорядок в нравственные способности человека и, само по себе не будучи грехом, толкает его на совершение греха». 

Это – ясный ответ на наш вопрос. Поэтому необходимо подчеркнуть наличие или отсутствие воли к совершению греха

В каких случаях нечистый помысел может быть смертным грехом? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить о трех условиях наличия смертного греха: это серьезная материя, полное согласие и полное осознание. 

Что касается материи, то можно привести пояснение из документа Конгрегации вероучения от 1975 года – «Persona Humana»: «Согласно христианской традиции и учительству Церкви и в соответствии со здравым смыслом, нравственный порядок сексуальной сферы затрагивает такие высшие ценности человеческой личности, что любое прямое нарушение этого порядка является объективно тяжким». 

Итак, в любом случае, материя будет тяжкой – даже когда речь идет о помыслах. Но хотя есть в наличии тяжкая материя – если мысли, связанные с сексуальной сферой, чужды воле Божьей, - очень часто бывает, что нет полного осознания. Помысел, фантазия, желание может настичь нас совершенно неожиданно, еще до того, как мы их осознали. И даже когда это осознание наступает и мы стараемся прогнать эту мысль, она снова возвращается. Часто – и об этом можно прочитать в житиях и сочинениях многих святых – эти помыслы как будто осаждают (достаточно вспомнить о святой Екатерине Сиенской). Но и в этой ситуации не следует терять душевный покой: ведь одно дело – чувствовать мысли и совсем другое – соглашаться с ними. 
Сравним это, например, с телевизором: нажимая на кнопки пульта, мы можем наткнуться на передачи непристойного содержания. Тогда мы либо переключаем на другой канал, либо погружаемся в то, что видим. Вот в этом втором случае речь идет о тяжком грехе. Если же увиденное даже и успело вызвать у нас нечистые мысли и фантазии, то, переключая на другой канал, мы совершаем акт воли, отвергая таким образом грех.

Если же речь идет о помыслах, контролируемых с трудом, которые возникают и продолжаются непроизвольно, то не нужно впадать в смущение. Хотя в данных помыслах или желаниях замысел Божий о сексуальной сфере присутствует в деформированном виде, тем не менее в этом случае нет полного осознания и согласия воли. То есть эти помыслы можно считать обыденным грехом.

Смертный же грех против девятой заповеди имеет место, когда человек в своем сердце согласился с нечистыми помыслами или планирует совершить грех, но ему это не удается в силу каких-то обстоятельств. Например, если греховное вожделение к женщине не встречает взаимности и только это (либо какие-то другие причины) препятствует осуществлению помыслов, то этот случай относится именно к словам Иисуса из Евангелия от Матфея: человек «уже прелюбодействовал в сердце своем». Это все равно, что совершить грех прелюбодеяния (то же самое относится и к любому другому греху против шестой заповеди). В этом случае не наша воля, движимая верой и любовью к Господу, мешает «материальному» совершению греха, а только внешние обстоятельства. В таком случае эти помыслы обязательно следует исповедовать перед тем, как приступить к Причастию. Нечистые помыслы могут быть смертным грехом и в том случае, когда человек сознательно останавливается на них, получая наслаждение и ничего не предпринимая, чтобы бороться с ними. Как же с ними бороться? 

Когда осаждают блудные помыслы, но воля тверда и упорствует в противостоянии греху, – о чем и пишет автор вопроса, утверждая, что он никогда не уступит смертному греху, то есть его воля твердо отвергает этот грех, - то, скорее всего, речь идет об искушениях, а не о грехе. В таких случаях благотворное воздействие на состояние души оказывает молитва: молитва к Пресвятой Деве Марии, Святой Розарий, произнесение молитвенных воззваний, в которых выражено наше твердое отвержение нечистых помыслов. 

Возможно, будет достаточно одной беседы с исповедником, чтобы вернуть душевный покой. Скорее всего, исповедник посоветует, с какой частотой Вам лучше приступать к исповеди в Вашей ситуации. Иногда нам кажется, что наша душа «запятнана» и требует постоянного очищения, но объективно речь идет об обыденных грехах, которые прощаются не только в Таинстве Примирения, но и через молитву, через сокрушение о грехах, а также через акт покаяния, который мы произносим в начале Святой Мессы. Даже если на совести нет смертных грехов, на каждой исповеди следует упоминать о нечистых помыслах, и Иисус постепенно исцелит душу от того смущения, в которое ее повергает, скорее всего, лукавый, заставляя чувствовать себя одинокими в борьбе с грехом и недостойными подходить к Святому Причастию.

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх