Добрые дела: путь к спасению или следствие веры?
ВОПРОС:
Помогите, пожалуйста, решить кажущееся противоречие между поучением: "Иисус чётко выражает то, что нужно делать, чтобы быть «благословенным»: напоить, накормить, посещать, заботиться, оказывать гостеприимство, одевать… Именно эти жесты повседневной любви делают разницу!" - и поучением: "Когда б добрые дела по чувствам сердечным доставляли спасение: то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и крестною смертью Богочеловека ненужным, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падшего естества, уничтожают значение Христа, отвергают Христа".
Мне кажется, что у христианина добрые дела - следствие его веры, как любовь между нами - только внешний знак единства во Христе. Т.е. они должны быть настолько естественными, как естественно дышать, но тогда и относиться к ним приходится немного спокойнее. "Благословенными" нас делает живая вера в Спасителя, а не дела, которые лишь знак жизненности нашей веры. И упомянутую в статье разницу делает вера в Иисуса Христа с делами, истекающими из веры, а не сами дела. Кроме того, если уж говорить о делах, почему забыты дела духовные: послушание, прощение, незлобие...? Разве они менее важны?
Мне кажется, что, придавая такое значение добрым делам, мы теряем свою идентичность как христиан, потому что на доброе дело способен человек любой веры, атеист, и даже злой человек (Мф. 7, 11), а веру и спасение сводим к благотворительности, которая является важным знаком, но не является спасительной. Или я неверно трактую слова статьи? Спрашиваю потому, что слышу такие слова достаточно часто и хотела бы их как-то упорядочить в своем понимании веры.
ОТВЕТ:
Большое спасибо автору этого письма, с которым мы абсолютно согласны. Противоречие, о котором Вы пишете, - действительно кажущееся, хотя и не во всем.
Чтобы убедиться в этом, обратимся к контексту приведенных Вами цитат.
Первая цитата взята из комментария к литургическим чтениям праздника Христа - Царя Вселенной. «Царственность Христа во всем отличается от той, которую мы себе представляем, - гласит этот комментарий. – Когда Сын Человеческий вернется на землю, Он не спросит нас, сколько духовных практик мы освоили или сколько паломничеств совершили. Он спросит, сколько мы любили! Отличительным элементом между ´благословенными´ и ´проклятыми´ является любовь: заботился ли ты о тех, кого Я ставил на твоем пути? – спросит Он нас». И далее – по тексту: «Иисус чётко выражает то, что нужно делать, чтобы быть ´благословенным´: напоить, накормить, посещать, заботиться, оказывать гостеприимство, одевать…».
В этом абзаце нельзя не увидеть прямую ссылку на слова Самого Иисуса в Евангелии от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф 25).
Второй процитированный автором письма отрывок из журнала «Православная беседа» принадлежит Игнатию Брянчанинову, святителю Русской Православной Церкви. Его сочинение называется «Вера и дела», и в нём он толкует иные слова Спасителя. Поэтому было бы не совсем правильно искать противоречие между поучениями на разные темы.
Игнатий Брянчанинов размышляет на тему веры и «дел падшего естества», вышеприведенный же комментарий – о любви как главном критерии, по которому христиане будут судимы в конце времен. Св. Игнатий, как это ясно из контекста, не приписывает добрым делам, не являющимся следствием веры, спасительной силы, как не приписывает им спасительной силы Сам Иисус, произносящий эти слова. Вы правильно заметили - благословенными нас делает живая вера в Спасителя. Именно она ведет нас к тому, что мы узнаём Его лик в каждом страждущем и нуждающемся человеке.
С точки зрения католического богословия можно поспорить и нельзя согласиться с некоторыми рассуждениями православного святителя, - это неудивительно, поскольку различия между католическим и православным восприятием некоторых пунктов вероучения, несомненно, есть. Но по приведенным цитатам нет противоречия, поскольку он говорит о другом – достаточно посмотреть на контекст всего сочинения. Вот, например, его утверждение, что «вера во Христа… одна достаточна для спасения, без дел, когда совершить их человек не имеет времени», могло бы показаться спорным, если не учитывать, что он рассуждает о Таинстве Крещения. В этом смысле человек, уверовавший и крестившийся в самое последнее мгновение жизни, спасен без каких-либо дел. Он пишет также о соответствии дел христианина его вере.
Игнатий Брянчанинов часто употребляет понятие «падшее естество», утверждая, что дела падшего естества, то есть природы, отмеченной первородным грехом, не могут быть спасительными. Это никоим образом не противоречит, а, наоборот, соответствует учению о спасительности веры. Согласно Катехизису Католической Церкви, Крещением мы освобождаемся от греха и возрождаемся как сыны Божии, мы становимся членами Христа, воплощенными в Церковь» (1213). Крещение – Таинство веры и источник новой жизни во Христе, и в силу Крещения мы перестаем быть рабами «падшего естества». В Крещении человек очищается от грехов и заново рождается в Духе Святом. Ему отпускаются все грехи и кара за грех. Для крещеного не остается ничего, что помешало бы ему войти в Царство Божье. Однако некоторые земные последствия греха остаются в крещеном - такие как страдания, болезни, смерть, слабость характера и т.п., а также склонность к греху, которую Предание называет похотью или «очагом греха»: «Остающаяся для нашей внутренней борьбы, похоть неспособна вредить тем, кто, не поддаваясь ей, мужественно сопротивляется при помощи благодати Христа» (1264). Одно из главных последствий Таинства Крещения заключается в том, что оно дает человеку возможность жить и действовать под вдохновением Духа Святого и посредством Его даров, а также позволяет ему возрастать в добре через нравственные добродетели. Поэтому добрые дела, о которых Иисус говорит в Евангелии от Матфея, конечно, являются не «делами падшего естества», а делами нового творения, сверхъестественной жизни, укорененной в благодати.
Процитируем в заключение слова Папы Бенедикта XVI из энциклики «Бог есть любовь», касающиеся специфического профиля благотворительной деятельности Церкви.
Сила христианства, - пишет Папа, - расширяется далеко за границы христианской веры. Поэтому очень важно, чтобы каритативная деятельность Церкви сохраняла все свое сияние и не растворялась в общем русле организации оказаний помощи, став просто одним из ее вариантов». И далее: «Христианское милосердие – это прежде всего просто ответ на то, что в определенной ситуации представляет собой насущную нужду: голодных следует накормить, нагих – одеть, больным – обеспечить уход, чтобы они исцелились, узников – посещать, и т.д. (…). Сотрудники благотворительных учреждений Церкви должны отличаться тем, что они не ограничиваются умелым выполнением действий, соответствующих моменту, но посвящают себя ближнему с идущим от сердца вниманием, так чтобы этот ближний ощутил богатство их человечности. Поэтому, кроме профессиональной подготовки, этим работникам требуется также – и в первую очередь – «воспитание сердца»: необходимо привести их к той встрече с Богом во Христе, которая пробудит в них любовь и откроет их души навстречу нуждам ближнего настолько, что для них любовь к ближнему не будет больше императивом, так сказать, навязанным извне, но следствием их веры, деятельной в любви».
То же самое относится и к так называемым духовным делам милосердия. Вера непременно проявляется в любви, и если этой любви в нас нет, то стоит задуматься, не путаем ли мы веру с чем-то другим, признаем ли Христа Господом и Спасителем или же уповаем на религиозные практики, оставаясь закрытыми для ближнего в нужде. Если мы не творим добрые дела, значит, мы не взращиваем в себе дар, полученный в Крещении. А сами добрые дела совершаются не ради собственного спасения, а для помощи тем, кто нуждается.