Миссионерские кораблики святой Франчески Кабрини
В итальянской деревне Сант-Анджело, что расположена недалеко от города Лоди, существует предание: 15 июля 1850 года над ней пролетела стая белых голубей, редко показывающихся на севере Италии. Один из жителей деревни – Агостино Кабрини – попытался спугнуть стаю. Ему это не удалось, однако он поймал одну птицу и принес ее в дом, где в тот же день у его жены Стеллы родился тринадцатый ребенок – девочка. В тот же день ее крестили и назвали Марией Франческой.
Девочка была слабой и болезненной, но мать ее выходила и воспитала в духе глубокой веры и любви к Церкви. Несмотря на то, что девочка не покидала свою родную деревню, она с юных лет почувствовала миссионерское призвание. Франческа строила игрушечные кораблики, украшала их цветами и пускала по ручью, чтобы они плыли в далекие края – как сама она говорила – и несли туда Христа. Подобно фиалкам, которыми она украшала свои кораблики, Франческа отличалась скромностью, смирением и физической хрупкостью. Но, подобно этим игрушечным судам ее детства, она в дальнейшем бесстрашно пускалась в долгие путешествия - в далекие страны, куда несла с собой Христа.
У Франчески рано проявились черты святости. Она отдавала свои игрушки другим детям, отказывалась от сладостей, ведя аскетический образ жизни, и отличалась послушанием. Окончив епархиальную школу, девушка поступила в училище и получила диплом преподавателя. Франческу назначили учительницей в епархиальную школу местечка Видардо. Первые годы оказались для нее непростыми: она никак не могла привыкнуть к своей профессии, по-прежнему мечтая стать миссионеркой. Дирекция школы была недовольна ее методами. К этому добавилась болезнь Франчески: ухаживая за больными, она заразилась оспой. После выздоровления она не оправилась полностью и стала еще слабее физически. Казалось, что с мечтами о миссионерской жизни можно было распрощаться навсегда. Призвания, которое отчетливо чувствовала Франческа Кабрини, не понимал никто. Но все же нашелся человек, который сумел его распознать: это был священник Антонио Серрати, ее духовный отец. В 1874 году он предложил девушке работу в приюте Святого Провидения в городе Кодоньо. Священник возлагал на Франческу большие надежды, так как в приюте дела шли довольно плохо, и ей предстояло справиться с серьезными проблемами. Неслучайно выбор пал именно на нее. Отец Серрати разглядел в ней исключительные духовные, умственные и организационные способности. В приюте Кодоньо, к сожалению, трудились недобросовестные люди, и навести в нем порядок было нелегким делом. Франческа провела там шесть лет – сначала в качестве помощницы, а затем – заведующей приюта. Девушка решила полностью посвятить себя Богу и служению ближним и приняла постриг в обители Святого Провидения, которой и было вверено руководство приютом. На протяжении всего времени, проведенного в приюте, Франческа выказывала глубокое смирение, она безропотно переносила упреки и унижения со стороны начальства. Когда отец Серрати отстранил руководство приютом от должности и назначил на это место сестру Франческу, ей снова пришлось понести тяжкий крест. Бывшее руководство по-прежнему проживало в приюте и возненавидело Франческу, причиняя ей так много зла, что ее жизнь стала просто невыносимой. В конце концов бывшие начальницы были отлучены от Церкви, не потеряв, однако, своего влияния в приюте, владельцами которого они оставались. Тогда отец Серрати переселил Франческу и группу монахинь, а также воспитанниц приюта, в другое помещение, наделив Франческу всеми возможными полномочиями.
Участь молодой монахини была облегчена, но она все еще не чувствовала, что реализовала свое призвание. Мысли о миссии, о служении в дальних странах не покидали ее. Наконец Франческа решила рассказать об этом духовному отцу. К ее удивлению, отец Серрати ответил: «Одно другому не мешает!». Он посоветовал Франческе основать первую в Италии женскую миссионерскую общину. Франческа Кабрини с энтузиазмом принялась за новое дело; орден, названный ею «Сестры-миссионерки Святейшего Сердца Иисуса», был одобрен местным епископом. Франческа принесла монашеские обеты в новой общине и добавила к своему имени «Саверио», в честь известного иезуита-миссионера святого Франциска Ксаверия, просветителя Индии и Японии. Это имя она выбрала не случайно: именно Дальний Восток представлялся ей полем для новой миссии.
Между тем, на пути Франчески Саверио встали новые препятствия. Росло число воспитанниц приюта, и матери Кабрини пришлось отдавать свои силы работе и искать помощниц. Она решилась на отважный шаг: принять в свою новую общину девушек, которым отказали в других монастырях – как правило, из-за слабого здоровья, а также по другим причинам, не говорящим в их пользу. Мать Кабрини решила не обращать внимания на эти причины, и, ко всеобщему удивлению, ей удалось собрать отличную общину монахинь, готовых ехать на миссию в далекие страны.
Епископ Кодоньо был против того, чтобы мать Кабрини покидала приют, где было много работы. «Неужели вашей общине мало места в Кодоньо?» - спрашивал он. На что мать Кабрини отвечала словами, ставшими историческими: «Чтобы вместить Христа, весь свет слишком мал!». Читая житие святой Франчески Кабрини, мы видим, что наряду со смирением, послушанием духовным властям она обладала непоколебимой волей, целеустремленностью и большой практичностью, позволявшей ей быстро приводить в исполнение задуманное. Но все эти качества оставались всегда в тесной зависимости от самого главного – молитвы и интенсивной духовной жизни.
Биографы матери Кабрини сравнивают ее монастыри – которые она основала также в Милане и Кремоне – с обителями святого Феодосия или Сергия Радонежского: когда в них не хватало хлеба на завтрашний день, он чудом появлялся в кладовых. Во время молитвы мать Кабрини озарялась чудесным сиянием, в общине случалось и немало других чудесных явлений, связанных с матерью Кабрини, но говорить о них при жизни монахини было строго запрещено.
Однако, при всех этих необычных явлениях, мать Кабрини мало походила на средневековых святых. Она была настоящей подвижницей современной эпохи. Развивая свою апостольскую деятельность в эпоху великих достижений технического прогресса, мать Кабрини была внимательна к изобретениям, которые могли изменить жизнь миссионеров и открывали перед ними новые перспективы.
1887 году мать Кабрини отправилась в Рим, чтобы представить на одобрение Римской Курии устав общины Святейшего Сердца. На частной аудиенции у Папы Льва XIII мать Франческа Саверио рассказала Папе о своей мечте поехать на Дальний Восток. Лев XIII, блестящий ученый и великий дипломат, автор первой социальной энциклики Rerum novarum, был хорошо осведомлен о выдающихся качествах стоявшей перед ним монахини. Он ответил ей: «Дочь моя, ехать нужно, но не на Восток, а на Запад».
Сначала мать Кабрини была ошеломлена: рушились ее мечты и планы. Но превыше всего она ставила послушание. И вот, в марте 1889 года мать Франческа Саверио вместе с группой монахинь отправилась в Соединенные Штаты Америки. Сестры плыли вместе с итальянскими эмигрантами, заполнившими трюм парохода. Непривычные к морским путешествиям и застигнутые штормом, монахини заболели и забились в тесные каюты. Только мать Франческа выходила на палубу и первой увидела берега Америки.
Выйдя на берег, монахини сразу же столкнулись с трудностями. Оказалось, что местный настоятель итальянской общины, которому было поручено встретить сестер, ждал их прибытия с другим пароходом, и жилье для монахинь не было готово. Их поселили в съемных комнатах в одном из беднейших кварталов Нью-Йорка. Грязные постели кишели блохами, и сестрам пришлось спать на полу. Мать Кабрини ободряла сестер: «Дети мои, ведь вы – миссионеры и должны готовиться к испытаниям. Раз наша первая ночь в Америке так неприятна, значит, Господь испытывает, но и благословляет нас». Преждевременный приезд монахинь оказался неожиданным и для архиепископа, причем до такой степени, что он предложил им сесть на обратный пароход в Италию. Но Франческа наотрез отказалась ехать назад и заявила, что ее отправил в Америку сам Святейший Отец. Архиепископ только развел руками, и тогда матери Франческе пришлось самой решать все проблемы с обустройством сестер. К счастью, она познакомилась с графом и графиней Пальма ди Чеснола, которые предоставили в распоряжение общины целый особняк и оказывали всякую помощь миссионеркам, так же воодушевляемые желанием помочь итальянским иммигрантам.
Мать Франческа Саверио благодаря этой помощи и своим выдающимся способностям сумела быстро наладить не только духовную жизнь своих соотечественников в Америке, но и материальную. Она основала школы, интернаты, приюты и больницы, распространив свою деятельность на несколько штатов, а также на латиноамериканские страны. Средства на строительство этих благотворительных центров она добывала буквально «хождением по мукам», собирая пожертвования в разных городах и странах. Интересные воспоминания об этой святой оставил монсеньор Симони, который был задействован в процессе ее канонизации. «Она была проста, как младенец, - писал он, - и при этом мудра и осторожна, как испытанный дипломат. Она вела деловые переговоры с рассудительностью и пониманием, поражавшими самых опытных людей, с которыми ей приходилось иметь дело… Физически слабая и духовно смиренная, она совершала самые настоящие чудеса, при помощи молитвы, веры и всецелого упования на Божественное провидение. Невозможно было противостоять ее настойчивым просьбам о милостыне. Многие окаменелые сердца таинственно смягчались, неожиданно уступали ее мольбам. Она неустанно работала и никогда не отдыхала, часто повторяя: «На небе – вечность, на небе мы отдохнем, но на земле мы должны всегда работать, работать без устали».
В 1917 году мать Кабрини перенесла малярию. В то время она находилась в Чикаго, где недавно был открыт новый госпиталь. Лишь после долгих уговоров врачей она согласилась сама лечь в больницу. На койке открытого ею же госпиталя мать Франческа Саверио Кабрини и скончалась 22 декабря 1917 года. К лику святых итало-американская подвижница была причислена в 1946 году. Двумя посмертными чудесами, которые необходимо было засвидетельствовать для прославления, были исцеление от рака на последней стадии монахини Дельфины Грациоли и прозрение слепого младенца Питера Смита. Однако причиной канонизации были не чудеса, но всенародное признание святости матери Франчески. Франческа Кабрини хорошо понимала нужды бедных и страждущих, и поэтому она почитается в Италии и Америке как «скоропомощница» всех, кто страдает. Усилиями матери Кабрини жизнь итальянцев в США и других американских странах значительно облегчилась. Благодаря ее образовательной деятельности им удавалось получить гражданские права и найти достойное место в американском обществе. Сама мать Кабрини приняла американское гражданство и поэтому по праву считается американской святой. Но она может считаться и святой всех эмигрантов, которые больше других нуждаются в поддержке и сочувствии. Русские беженцы в Америке также знают и почитают святую Франческу Саверио Кабрини, которой мир казался слишком мал, чтобы вместить любовь и милосердие Святейшего Сердца Иисуса Христа.
(по материалам очерка Е.А Извольской)