Искусственная инсеминация: нравственная оценка
Материнство и отцовство имеют огромную ценность, но поскольку здесь речь идет об отдельной человеческой личности, которая рождается на свет, то эта личность обладает достоинством и требует столь же огромного уважения.
Вот что говорит по поводу различных методов преодоления бесплодия инструкция Конгрегации вероучения Dignitas Personae, посвященная достоинству человеческой личности:
«Что касается лечения бесплодия, новые медицинские технологии должны уважать три фундаментальных блага:
а) право на жизнь и физическую целостность каждого человеческого существа от момента зачатия до естественной смерти;
б) единство супружества, состоящее во взаимном уважении супругами права стать отцом и матерью только один через другого;
в) человеческие ценности сексуальной сферы, которые требуют, чтобы зачатие человеческой личности происходило как плод специфического акта любви между супругами».
Инструкция Donum Vitae дает следующие указания: «Гомологическая искусственная инсеминация внутри супружества не может применяться, кроме случая, когда техническое средство не замещает половой акт, но действует как содействие и помощь в достижении его естественной цели» (6).
Таким образом, оценивая нравственную допустимость искусственной инсеминации, следует определить, заменяет ли она сам половой акт или же является лишь помощью для достижения естественной его цели.
В первом случае искусственная инсеминация нравственно неприемлема, поскольку «ребенок является плодом супружеского союза, полноте которого способствуют органические функции и связанные с ними эмоции, духовная и бескорыстная любовь: в единстве этого акта должны рассматриваться биологические условия продолжения рода» (Пий XII). «Передача жизни, - говорил святой Иоанн XXIII, - самой природой вверено личному и осознанному акту и, как таковой, он является субъектом премудрых законов Бога: неприкосновенных и незыблемых законов, которые следует признавать и соблюдать. Поэтому недопустимо использовать те средства и методы, которые могут быть приемлемыми для передачи жизни у растений и животных» (Mater et Magistra, 204).