Когда мы имеем дело с безошибочным учительством Церкви?
Учительство Церкви бывает обычным (ординарным) и чрезвычайным. Чрезвычайное учительство Церкви всегда безошибочно. Обычное учительство Церкви безошибочно при условиях, описанных в соборной конституции Lumen gentium: «Хотя отдельные Предстоятели и не обладают прерогативой безошибочности, тем не менее когда они, даже будучи рассеяны по всей земле, но сохраняя при этом связь общения друг с другом и с преемником Петра, аутентично учат о вопросах веры и нравов и сходятся на том, что некое суждение следует принимать как окончательное, тогда они безошибочно провозглашают учение Христа» (25).
За пределами этих случаев мы имеем дело с аутентичным обычным учительством, которое выражается в следующих формах (по степени важности): энциклики, апостольские конституции, апостольские увещания, апостольские послания, motu proprio (апостольские послания по собственному почину), документы Конгрегаций Римской Курии и так далее. В руководстве Конгрегации вероучения Donum veritatis о церковном призвании богослова утверждается, что Папа выражает свое учительство «с помощью органов Римской Курии, и в особенности Конгрегации вероучения, в том, что касается доктрины о вере и нравственности. Из этого следует, что документы этой Конгрегации, одобренные в установленном порядке Папой, являются частью обычного учительства Преемника Петра» (18). Высказывания поместных епископских конференций являются выражением духа коллегиальности, но не выражают собственно епископскую коллегию. Для епископской коллегиальности необходимо участие Епископа Рима и признание его авторитета (cum Petro et sub Petro). Если какие-либо высказывания епископских конференций не согласуются с учительством Папы, то следует считать аутентичным учительство Папы. Господь гарантировал безошибочность Петру, а не отдельным епископам или группам епископов. Среди высказываний учительства существуют различные «степени», например, католическая доктрина делится на неоспоримую, общую неоспоримую, морально неоспоримую, достоверную и т.д., - вплоть до наиболее вероятной и вероятной. Например, утверждения Конгрегаций Римской Курии в области биоэтики относятся к категории «достоверная доктрина». Это значит, что несогласие к с ней, в отличие, например, от догмы, не ведет к отлучению от Церкви, хотя и является заблуждением, а его распространение – грехом.