Не пора ли Католической Церкви пересмотреть свое учение о контрацепции?
ВОПРОС:
Мы активно участвуем в жизни прихода, регулярно исповедуемся и причащаемся. Но мы не согласны с учением Церкви о контрацепции и не применяем его в нашей супружеской жизни. Наш брак не закрыт для жизни – у нас двое детей. С удивлением мы узнали, что контрацепция – смертный грех. Как такое возможно? Как можно приравнивать супружескую контрацепцию к убийству, воровству, лжи или другим тяжким грехам? Если человек живет честно и порядочно, как можно его осуждать за контрацепцию? Тем более что опросы перед Синодом о семье показали, что большинство католиков не следуют этой доктрине. Разве супруги не имеют право самостоятельно решать, как им регулировать свою интимную жизнь?
ОТВЕТ:
Нравственная норма не меняется оттого, что ей не следует большинство. Моральный облик большинства не является критерием подлинности доктрины. Большинство людей, в том числе католиков, нарушает и другие нравственные предписания. Например, это касается третьей заповеди – о Дне Господнем, когда предписано посещение Мессы. Но это не значит, что третья заповедь перестала быть актуальной.
Вот что говорит о нравственных критериях соборная конституция Gaudium et spes: «В своём поведении христианским супругам следует сознавать, что поступать они должны не по собственному произволу, но всегда руководствоваться совестью, подлежащей согласованию с Божественным законом, и проявлять послушание по отношению к Учительству Церкви, которое аутентично толкует этот закон в свете Евангелия». (50).
Второй Ватиканский собор предлагает такое истолкование Божественного закона в отношении контрацепции: «Когда речь идёт о сочетании супружеской любви с ответственным деторождением, нравственный характер поведения зависит не только от искреннего намерения и от оценки мотивов: он должен определяться объективными критериями, почерпнутыми из природы личности и её поступков — критериями, которые в контексте настоящей любви сохраняют подлинный смысл взаимоотдачи супругов и человеческого деторождения. А это возможно лишь тогда, когда чистосердечно соблюдается добродетель супружеского целомудрия. При планировании деторождения чадам Церкви, опирающимся на эти принципы, не дозволено идти теми путями, которые отвергает Учительство Церкви, объясняющее Божественный закон» (51).
Таким образом, автор нашего вопроса следует «путями, которые отвергает Учительство Церкви, объясняющее Божественный закон», и это, конечно, - не причина, чтобы отменять этот закон. Кроме того, в таком состоянии причащение Святых Тайн становится кощунственным, поскольку супруги умалчивают один из тяжких грехов в Таинстве Исповеди.
Контрацепция противоречит полной супружеской отдаче себя друг другу. Как неоднократно повторял святой Иоанн Павел II, контрацепция нарушает целостность взаимного дара.
Разумеется, контрацепцию, которая является тяжким (смертным) грехом, нельзя приравнивать к убийству. Существуют разные степени тяжести смертных грехов. Но, как в гражданском правосудии в тюрьму попадают и за убийство, и за воровство, которые между собой разнятся по тяжести и по виду и сроку наказания, так и в христианской нравственности грехи различаются между собой по тяжести. И убийство, и пропуск воскресной Мессы без причины – смертные грехи, лишающие благодати, - хотя они абсолютно несопоставимы по тяжести.
«Порядочность», на которую ссылается автор вопроса, может вполне сосуществовать в человеке с грехом. Католик, который не посещает воскресную Мессу или пользуется контрацепцией, может быть вполне добропорядочным человеком и активным прихожанином. Критерий греха относится к сверхъестественному порядку, и этот критерий – любовь, которая выражается в созвучии нашей воли воле Божьей. Господа любит тот, кто исполняет Его заповеди: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня», - говорит Господь (Ин 14,21). Тот, кто не соблюдает Его заповедей, каким бы порядочным человеком он ни был, не может говорить, что любит Господа: «Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2,4).
Святой Фома Аквинский напоминает, что «смертным является грех, который отнимающий жизнь духа, порожденную любовью – добродетелью, в силу которой Бог обитает в нас. Поэтому к смертным относится тот грех, который сам по себе, то есть по своей природе, несовместим с любовью». («Сумма теологии», II).
Хотелось бы особенно обратить внимание на довод – «наш брак не закрыт для жизни, у нас двое детей».
В энциклике Humanae vitae Павел VI по этому поводу уточняет: «Нельзя считать дозволенными аргументы, приводимые в оправдание супружеских актов, сознательно сделанных бесплодными, а именно… что те [сделанные бесплодными] акты сращиваются в нечто единое с актами, открытыми для зачатия новой жизни, как совершенными до этого, так и откладываемыми на более долгий срок, и таким образом равно участвуют в моральной благости этих актов… Заблуждается всякий, кто считает, что супружеский акт, сознательно лишенный своей плодоносности, а потому сделавшийся внутренне бесчестным, можно оправдать открытыми для зачатия новой жизни соитиямивсей совместной жизни супругов» (14).
Дело в том, что путь нашего освящения и нашей дружбы с Господом осуществляется не спорадически, а шаг за шагом, в каждом нашем выборе, в каждом действии. Особенно это касается таких значимых действий, как супружеский акт, где человек полностью отдает себя другому, открываясь для зарождения новой жизни. Так же, как недостаточно посещать Мессу на Рождество и Пасху, чтобы исполнить заповедь о Дне Господнем, супругам недостаточно зачать ребенка, чтобы утверждать о реализации своего христианского брака. Ведь искусственно бесплодные супружеские акты не только закрыты для деторождения, но и препятствуют полной взаимной отдаче. Всецелый взаимный дар может происходить только в том случае, если этот дар включает и открытость к зарождению новой жизни, плода любви без оговорок. В любом случае, искусственные препятствия детородной функции являются вмешательством в замысел Творца о сексуальной сфере и человеческой любви.
Процитируем здесь Руководство для исповедников, изданное Папским советом по душепопечению о семьях в 1997 году: «Церковь всегда учила тому, что контрацепция, то есть намеренное бесплодие каждого отдельного супружеского акта, является существенным злом. Это учение следует считать окончательным и неизменным. Контрацепция представляет собой серьезное нарушение супружеского целомудрия и противоречит благу передачи жизни (прокреативному аспекту брака) и взаимному дару супругов (объединяющему аспекту брака). Она ранит подлинную любовь и отрицает верховную роль Бога в передаче человеческой жизни» (2.4).
Таким образом, учительство Церкви о контрацепции не подлежит пересмотру.
Это учительство предполагает ответственный подход к деторождению, включающий естественные методы планирования семьи, о которых мы рассказывали не один раз в наших передачах.
Завершим наши рассуждения еще одним фрагментом из энциклики Humanae vitae: «Наше слово особым образом обращено к нашим сынам [и дочерям], особенно к тем, кого Бог призвал к служению Ему в супружестве. Ибо Церковь, когда передает нерушимые заповеди Божественного закона, провозглашает спасение и открывает пути благодати через Таинства, благодаря чему человек становится новым творением, которое в любви и в подлинной свободе отвечает высшему промыслу своего Творца и Спасителя отвечает и ощущает на себе также благое иго Христа. Итак, смиренно подчиняясь Его гласу, супруги-христиане должны помнить, что их призвание к христианской жизни, проистекающее из Крещения, глубже раскрывается и утверждается Таинством Брака. Ибо этим Таинством они укрепляются и как бы посвящаются, чтобы верно исполнять свое служение, совершенствовать свое призвание до конца и давать христианское свидетельство, подобающим для них образом, перед всем миром. Ибо этот дар Господь им вверил, чтобы они являли людям святость и вместе с тем приятность этого закона, согласно которому их взаимная любовь тесно соединялась бы с их содействием любви Бога, Творца человеческой жизни.
Никоим образом мы не желаем здесь замалчивать трудности, - пишет Папа Павел VI, - иногда серьезные, встречающиеся на жизненном пути супругов-христиан: ибо им, как и каждому из нас, определены тесные врата и узкий путь, ведущие к жизни. Однако надеждой на эту жизнь, как неким ярчайшим светом, весь их путь освещается, если они принимают твердое решение "трезво, праведно и благочестиво жить в веке сем", ясно сознавая, что "проходит образ мира сего".
Поэтому супруги да примут охотно уготованные им труды, с укрепляющей верой и надеждой, которая не постыжает: ибо "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"; наконец, усердной молитвой да испрашивают они Божией помощи, и в особенности да черпают благодать и любовь из вечного источника Евхаристии. Если же на их совести еще остаются грехи, супруги не должны падать духом, но упорно и со смирением прибегать к милосердию Божию, которое обильно уделяется в Таинстве Покаяния» (25).