Как относиться к усыплению животных?
Начнем наши рассуждения с человека. Согласно христианскому вероучению, человек наделен духовной (нематериальной) душой, и именно поэтому человеческая личность может быть только целью, а не средством. Животные же, согласно библейскому Откровению, сотворены для человека, чтобы служить ему, и поэтому они не наделены достоинством, равным достоинству человека, который создан по образу и подобию Бога. «Бог , - утверждается в Катехизисе Католической Церкви (2417), - доверил животных управлению того, кого Он создал по Своему образу и подобию. Значит, использование животных для пищи и одежды законно. Их можно приручать, чтобы они помогали человеку в работе и на досуге. Медицинские и научные эксперименты на животных, практикующиеся в разумных пределах, нравственно приемлемы, потому что они служат для лечения или спасения человеческой жизни».
И далее: «Подвергать животных ненужным страданиям и расточать их жизни несовместимо с человеческим достоинством. Недостойно также тратить на них средства, которые должны были бы прежде всего облегчать человеческие страдания. Можно любить животных; они не должны быть предметом чувств, предназначенных только для людей».
Из этих пояснений следует, что, поскольку допустимо лишать животных жизни для использования их в пищу и в других целях для человека, допустимо и усыплять животных. Страдания животных не имеют той спасительной силы, какой наделены страдания человека. Человеческие страдания, пережитые в единении со Христом, превращаются в орудие любви и спасения, в то время как страдания животных не могут быть искупительными.