Есть ли обращенным язычникам место в Небесном Иерусалиме?
ВОПРОС:
«Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов» (Откр 21,14). Если апостол Павел – тринадцатый и к тому же апостол язычников, а не колен Израиля, – есть ли обращенным язычникам место в Небесном Иерусалиме?
ОТВЕТ:
Ответить на этот вопрос нам помогут предыдущие слова из этой главы Книги Откровения Иоанна Богослова, относящиеся к Небесному Иерусалиму: «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых». (12). Как и в других текстах, святой апостол Иоанн указывает здесь на полную преемственность между Народом Божиим в Ветхом Завете и Церковью в Новом Завете. Использование числа «12» здесь можно сравнить с другой символикой чисел – из 7 главы Апокалипсиса: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч».
В 13-м стихе 21 главы, который предваряет интересующие нас слова, утверждается, что Небесный Иерусалим имеет «с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот». Если сопоставить этот текст с пророчеством Иезекииля (48, 30-35), то будет очевидно, что здесь говорится об универсальности Народа Божьего.
12 колен Израилевых, как и 12 апостолов, обозначают полноту и универсальность спасения и проповеди, из которой никто не исключён. Здесь не столь важно, кого именно можно включить и кого исключить из числа «12». Например, в Евангелиях Двенадцать апостолов идентифицируются с группой, включающей в себя и Иуду, а в Деяниях апостолов эта группа включает в себя Матфия, заменившего Иуду.