Вредно ли воздержание?
ВОПРОС:
Вредно ли воздержание для здоровья? Что думает по этому поводу Католическая Церковь? Не будет ли страдать человек болезнями, если не будет пользоваться всем, чем наградила его природа?
ОТВЕТ:
Может ли быть вредной для здоровья добродетель, не раз упоминаемая в Евангелии? Не существует никаких данных о том, что люди, живущие в воздержании, страдают заболеваниями больше, чем те, которые ведут активную сексуальную жизнь. Об этом свидетельствует, в частности, огромное число людей, посвятивших себя Богу и живущих в безбрачии.
В отличие от животного, человек может управлять своим сексуальным влечением. У животных сексуальная активность связана исключительно с инстинктом. В некоторые периоды она практически отсутствует, в другие – она неудержима. У человека же сексуальное влечение не порабощено инстинктом и подчиняется разуму. Поэтому человек может длительное время или даже всю жизнь воздерживаться без каких-либо последствий для своего организма.
Иногда подчинение сексуального импульса разуму требует определенных осознанных усилий. Если человек отвергает тот факт, что его импульсы находятся не во власти инстинктов, а во власти разума, то он, вероятно, будет воспринимать воздержание как нечто противоестественное. В таких случаях не исключено, что эта зависимость от своих инстинктов отразится на душевном состоянии человека и, как следствие, на его здоровье.
Для человека сексуальное единение означает не результат инстинкта, но полную самоотдачу конкретному и единственному человеку, дар взаимной любви. Поэтому временное или постоянное воздержание тех людей, которые не связаны узами брака, совершенно естественно и является частью Божественного замысла о человеке. В браке также предусмотрены более или менее длительные периоды воздержания как неотъемлемая часть истории любви, связывающей супружескую пару.
Для человека, выбравшего безбрачие ради Царства Небесного или принесшего монашеский обет, целомудрие равноценно полному воздержанию. Молодые люди, готовящиеся вступить в брак, призваны к воздержанию до совершения этого Таинства. «Жених и невеста призваны жить в целомудренном воздержании, - гласит Катехизис Католической Церкви (2350). - Это испытание, благодаря которому они познают взаимное уважение и учатся взаимной верности и надежде получить друг друга как дар от Бога. Они должны отложить до бракосочетания те выражения нежности, которые специфически присущи супружеской любви. Они должны взаимно помогать друг другу возрастать в целомудрии».
Не только христианин, но и каждый человек призван хранить чистоту до брака, в силу самого смысла, самой природы сексуального акта. Если он является подлинным, то есть выражает всецелую отдачу себя другому человеку, то эта телесная отдача может осуществиться только после того, как произошла взаимная отдача друг другу посредством брачного согласия.
В апостольском увещании «Familiaris consortio» Папа Иоанн Павел II пишет: «Совершенный телесный дар стал бы обманом, не будь он знаком и следствием полной личностной самоотдачи, то есть той самоотдачи, в которой присутствует вся личность, также и во временном измерении» (FC 11).
Любой человек, не состоящий в браке, призван к абсолютному воздержанию. Вступление в интимные отношения с человеком, который не является супругом, всегда будет грехом против заповеди «Не прелюбодействуй».
В христианском браке целомудрие – к которому призваны и супруги - не является синонимом воздержания, но в некоторых случаях воздержание становится проявлением целомудрия. Например, естественные методы планирования семьи – единственные приемлемые для христиан – предполагают более или менее длительные периоды воздержания, когда супруги, желая ответственно подойти к рождению детей, откладывают зачатие, воздерживаясь в благоприятные для зачатия дни. Есть и ситуации, когда супруги по веским причинам вынуждены полностью отказаться от деторождения, например, из-за серьезной болезни: тогда они тоже должны воздерживаться. У любой супружеской пары, воодушевляемой настоящей любовью, существуют периоды воздержания – более или менее длительного. Эти периоды становятся благодатным моментом для взаимного возрастания в любви-самоотдаче, в уважении и чуткости друг к другу.
Стоит отметить, что иногда как раз отказ от воздержания и погоня за стереотипами приводит к проблемам со здоровьем. Например, сексуальная жизнь вне брака, как правило, сопровождается тем, что по-настоящему «противоречит природе», то есть использованием противозачаточных средств, в том числе абортивных. В этих случаях человек точно «не пользуется тем, чем наградила его природа», а наносит ей тяжкое оскорбление. Невоздержание нередко ведет к различным заболеваниям, передающимся половым путем.