Насколько «качественна» молитва в дороге или в общественных местах?
ВОПРОС:
Современный мир обрушивает на человека потоки информации, все происходит стремительно. Все труднее уединиться для молитвы. А если молиться в дороге, в транспорте, в общественных местах – будет ли достаточно «качественной» такая молитва?
ОТВЕТ:
Если человек почитает своим сокровищем Бога, то он стремится убежать от оглушительного шума, чтобы думать о Нем, любить Его, слушать Его с щедрым вниманием. В этом, собственно, и заключается молитва: возношение к Богу, который позволяет человеку углубиться в себя самого.
В духовной жизни, конечно, совершенно необходимы моменты, которые мы специально уделяем личной и общинной молитве. Необходимы также моменты уединения и молчания, моменты пребывания перед Пресвятыми Дарами, когда мы поклоняемся реально присутствующему в них Господу.
Но что такое «качественная» молитва? О ее «качестве» можно говорить в той мере, в какой «качественны» наши отношения с Богом. И литургию, и поклонение Пресвятым Дарам можно продлить во времени, если мы сохраним это «качество» отношений за стенами храма. В таком смысле, намного «качественнее» будет молитва в транспорте, в дороге, чем молитва в храме, если мы, выйдя из церкви после Мессы, сразу же забываем о том, что там происходило, и отвлекались на другие вещи.
По сути своей молитва – это беседа с Господом. Человек уделяет молитве специальное время и создает для этого особую атмосферу. Но должны ли мы прекращать эту молитву, когда у нас нет возможности создать такую атмосферу? Конечно, нет. Наоборот, улица, ее шум и суета могут стать дополнительным стимулом для молитвы, как бы парадоксально это ни звучало. Мы можем углубиться в свои мысли – часто в транспорте или на улице нас обуревают разные мысли, более или менее глобальные проблемы и повседневные заботы. Что может быть лучше, чем устремить эти мысли к Господу, разговаривать о своих тревогах не с самими собой или мысленными нашими оппонентами, а с Богом, вверяя эти заботы Его воле и Его милости! Улица, общественные места – это замечательное место для того, чтобы совершать дела духовного милосердия: когда мы видим страдающих, больных, престарелых, всматриваемся в их глаза, представляем себе их проблемы, их жизнь, - мы спонтанно возносим к Господу молитву о них. Достаточно произнести про себя несколько искренних слов с любовью в сердце. Когда мы находимся в общественных местах и не заняты делами и разговорами, часто приходит искушение рассматривать людей вокруг и иногда даже судить их, осуждать. Не лучше ли вместо этого взять в руки четки и помолиться Святым Розарием, возможно, даже за тех же самых людей? Не повод ли для горячей молитвы со слезами кощунственные слова или оскорбления святынь, которые мы иногда можем услышать на улице, в транспорте? Не идеальный ли момент для молитвы случайная встреча с человеком страдающим, нуждающимся в утешении, но не готовым услышать слова от незнакомца?
В этих обстоятельствах особенно подходящей кажется Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Что может быть полнее этой молитвы? Здесь и поклонение, и исповедание веры, и мольба о прощении. Этой молитвой человек говорит к Богу, становится Его другом, соединяется с Ним. С этим духом претворяются в жизнь слова святого Павла: «молитесь непрестанно»: «В храме, дома, на улице, во время работы и во время еды, в постели: одним словом, с того момента, как открываешь глаза, до того момента, как их закрываешь. Это словно выставлять что-то на солнце, то есть оставаться в присутствии Господа – солнца духовного мира» (так говорил покойный кардинал Томаш Шпидлик).
Цель такой молитвы – очищение мысли, воли и сердца; превращение человека в непрестанную молитву. Чтобы лучше понять силу молитвы, можно размышлять над словами Евагрия Понтийского – «Твоя молитва превзойдет всякую радость тогда, когда ты сам станешь молитвой». Когда человек «сам становится молитвой», перед ним больше не встает вопрос – где, когда и как молиться, потому что молитва – это его состояние, без нее не проходит ни один момент жизни.
«Для меня молитва, - пишет св. Тереза в «Истории одной души», - это порыв сердца, простой взгляд, устремленный к Небу, крик признательности и любви, как в горести, так и в радости; наконец, это нечто великое, сверхъестественное, что радует душу и соединяет меня с Господом».
Не заботьтесь о количестве молитв, но лишь о том, чтобы ваша молитва исходила из сердца, как живая вода из родника, говорил Феофан Затворник, указывая на глубинный смысл молитвы, на ее значение. В сердце мира, который испытывает такую жажду Бога, наша молитва не менее «качественна», чем в стенах великолепного монастыря. А иногда она даже более искренняя, более горячая, - как это бывает в приемной «Скорой помощи» или у палаты реанимации.