ПРОПОВЕДЬ СВ. БЕРНАРДА НА ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ
Любви довольно самой себя. Она находит удовлетворение в себе самой и ради себя самой. Она сама себе заслуга, она сама себе награда. Любовь не ищет вне себя ни оснований для себя и ни плодов: её плоды это сама любовь. Люблю потому, что люблю. Люблю для того, чтобы любить.
Что за великая вещь любовь, если только она обращается к своей причине, если направляется к своим началам, если возвращается к своим истокам, чтобы черпать из них непрестанно и вновь разливаться потоком! Изо всех движений души, изо всех её чувств и переживаний, только любовь позволяет творению отвечать своему Творцу, если не как равный равному, то хотя бы во взаимном подобии. Ибо, когда Бог любит, Он не желает ничего иного, как только быть любимым. Он любит для того, чтобы Его любили, зная, что любящие Его обретут в самой этой любви полноту радости.
Любовь Супруга, или, скорее, любовь, которая и есть Супруг, ждёт лишь взаимной любви и верности. Да будет же позволено и той, которую Он одаряет своей любовью, любить его в ответ. Как же могла бы не любить та, кто является супругой Любви? Как можно не любить Любовь?
И потому она права, отказываясь ото всех прочих внутренних движений, чтобы предаться исключительно и полностью любви, ибо она может ответить самой любви взаимною любовью. Но даже если бы она вся целиком растворилась в своей любви, что это было бы в сравнении с вечными волнами любви, истекающими из самого её источника? — Ибо не хлынет с тем же изобилием поток любви у любящего и у Любви, у души и у Слова, у супруги и у Супруга, у Творца и у творения: разница не меньше, как между жаждущим существом и источником.
Так что же? Должно ли угаснуть и полностью исчезнуть у супруги желание увидеть свою свадьбу состоявшейся? Желание, которое выражают её вздохи, сила её любви, её полное доверия ожидание, будет ли это всё обращено в ничто из-за того, что она не может сравниться в беге с гигантом, и что она не может соревноваться в сладости с мёдом, в кротости с ягнёнком, в белизне с лилией, в сиянии с солнцем, в любви с Тем, Кто Сам есть любовь? — Нет, ибо даже если творение любит меньше в силу своей ограниченности, но если оно любит всем своим существом, то его любви ничего недостаёт, ибо она включает в себя всё. Вот почему любить подобным образом равносильно браку, ибо столь сильная любовь не может получить в ответ любовь слабейшую, в том взаимном согласии супругов, которое составляет прочность и совершенство брака. Всё так и будет, если только не подвергать сомнению, что любовь Слова предваряет и превосходит любовь супруги…