Рубрика "Трудные вопросы". Что общего у католиков и православных?

 ВОПРОС:

Что общего у католиков и православных?

ОТВЕТ:
Пожалуй, гораздо приятней рассуждать о том, что нас объединяет, чем о различиях. Лучше всего об этом говорить словами Декрета об экуменизме Второго Ватиканского собора: «Церкви Востока с самого начала обладают той сокровищницей, из которой Церковь Запада немало почерпнула в литургической области, в духовном предании и в каноническом праве. Нельзя также недооценивать того факта, что основополагающие догматы христианской веры о Святой Троице и о Боге-Слове, воплотившемся от Девы Марии, были определены на Вселенских Соборах, происходивших на Востоке».
В документе Собора подчеркивается, что отделенные от Рима Церкви Востока обладают истинными Таинствами, в силу апостольского преемства. 
Можно бесконечно перечислять то общее, что принадлежит к наследию католиков и православных, начиная со Священного Писания и догматических определений и заканчивая сходством в совершении богослужений. Особенно много общего у католических и православных Церквей одного и того же обряда. Поэтому в нашем ответе все-таки придется акцентировать внимание именно на различиях. Но сначала напомним, какие общины мы называем православными.
Все восточные Церкви традиционно разделены на две большие группы: дохалкидонские Церкви, по тем или иным причинам не признавшие определений Халкидонского собора, и халкидонские Церкви, признавшие решения этого собора. В силу неприятия христологических формулировок Эфесского или Халкидонского соборов так называемые дохалкидонские Церкви считались, соответственно, несторианскими или монофизитскими. Сегодня, благодаря межконфессиональному богословскому диалогу, удалось выяснить, что различные формулировки не нарушают общности веры в тайну Христа – истинного Бога и истинного человека. Поэтому сегодня все эти Церкви называют «Древними восточными Церквами» или «Восточные православные Церкви». Остальные восточные Церкви, не находящиеся в общении с Церковью Рима, называют восточными Церквами византийского обряда, и часто под обобщающим термином «православные» подразумеваются верующие именно этих общин, поскольку их присутствие в Европе наиболее заметно, а контакты наиблее часты. Верующих православных Церквей нельзя путать с верующими восточных католических Церквей, находящихся в общении с Римом, хотя сходство между ними велико – в том, что касается совершения богослужений, духовности, богословия и дисциплины. Православные богословы, рассуждающие о различиях между католиками и православными, прежде всего имеют в виду католиков латинского обряда.
Итак, в нашем ответе мы под «католиками» будем подразумевать католиков латинского обряда (самого распространенного в Католической Церкви), а под православными – православных византийского обряда. Если говорить вкратце об истории разделения между нашими Церквами, то оно произошло в 1054 году, в момент взаимного отлучения Рима и Константинополя (это отлучение было снято в 1965 году). Православие византийского обряда представляет целый ряд автокефальных Церквей, которые, находясь в полном таинственном и каноническом общении между собой, осуществляют свою церковную жизнь независимо друг от друга. 
Православная Церковь считает себя единственной истинной Церковью Христовой, поскольку только она сохранила целиком святое Предание, то есть наследие Священного Писания, Святых Отцов и семи Вселенских соборов. Согласно убеждению православных, Католическая Церковь после Х века отделилась от православия, оставив традицию Отцов и Соборов, впав в заблуждение и ересь и введя новые доктрины, отдалившие её от истинной Церкви Христовой. 
В Символе веры католики провозглашают веру в то, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православные христиане утверждают, что это является отходом от Никео-Константинопольского символа веры, и добавление «и от Cына» (Filioque) представляет собой заблуждение, породившее в свою очередь различные виды зол в Католической Церкви, в частности христомонизм, забвение Святого Духа или преобладание структуры над личностью. Но посмотрим, что говорит об этом Катехизис Католической Церкви: «Апостольская вера в Духа была исповедана II Константинопольским Вселенским собором в 381 г.: «И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего». Тем самым Церковь признает Отца как «источник и причину всего, что божественно». Вечное происхождение Святого Духа не означает, однако, отсутствие связи с тем же происхождением Сына: «Святой Дух, третья ипостась (или Лицо) Троицы, есть Бог, единый и равный Отцу и Сыну, единосущный и единородный. (...) Однако не говорят, что Он только Дух Отца, но одновременно Дух Отца и Сына». Никео-Константинопольский Символ веры исповедует «Духа Святого (...) Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава». Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, — все за исключением Своего Отцовства, — постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден». Провозглашение Filioque отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедал его догматически в 447 г., еще прежде чем Рим узнал и получил в 451 г. на Халкидонском соборе Символ веры 381 года. Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинопольский Символ веры через латинскую литургию еще и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами».

Еще одним предметом разногласий между православными и католиками является папство. Для православных неприемлема непосредственная юрисдикция надо всей Церковью или безошибочность Папы в суждениях, касающихся веры и морали. Лишь Вселенский собор безошибочен, по мнению православных, - однако они признают только семь Соборов. Папство, согласно этому убеждению, препятствует существенному измерению Церкви, каким является соборность.
О различиях между католиками и православными можно подробно почитать в любом учебнике православного богословия, - но, как это ни парадоксально, многие из подчеркиваемых различий оказываются несущественными. Так, например, православные богословы критикуют причащение западных христиан под одним видом, утверждая, что Причастие возможно только под двумя видами. Но при ближайшем рассмотрении это оказывается не так: например, младенцев причащают под видом Вина, но от этого Евхаристия не теряет своей полноты. Точно так же, во многих богословских сочинениях отвержение учения о чистилище, неприятие догмата о Непорочном Зачатии Девы Марии и многие другие предметы споров между католиками и православными оказываются несостоятельными. Заметим, что при отсутствии единого учительства православной Церкви трудно выделить мнение отдельных богословов и определения отдельных поместных Церквей из общего, разделяемого всеми учительства. В богословской православной литературе, особенно современной, можно обнаружить совершенно разные мнения касательно того или иного учения и разные взгляды на католическое вероучение, - которое одними авторами вроде бы во многом разделяется, а другими полностью, резко отвергается. 
Подводя итог этим кратким пояснениям, следует помнить о постоянно продолжающемся богословском диалоге с православными Церквами, в ходе которого по многим пунктам уже выяснилось, а по другим, вероятно, еще предстоит выяснить, что, как и в случае древних православных Церквей, различные формулировки не всегда нарушают общность веры. 
 
Источник  radiovaticana.org
Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх