Дневник одного приходского священника из Алеппо.
Рим, 1 мая 2013г. Zenit - Agnuz - Результатом новой эскалации уже невыносимого насилия в сирийской драме стало похищение двух епископов – Мара Грегориоса Юханны Ибрагима, сиро-православного митрополита Алеппо и Мара Булоса эль-Язджи, православного митрополита Алеппо. В истерзанных сердцах христиан вновь поселился страх и неуверенность.
Что будет после этого похищения? С этим вопросом «ZENIT» обратился к одному священнику стойко продолжающему выполнять миссию на своей земле, в своем прихожее в Алеппо. В целях безопасности священника, а также безопасности его семьи и прихода мы не называем его имя. Он сам признался нам: Важно не мое имя, а то, чтобы были услышаны «голоса и свидетельства страданий и надежд христиан».
Мы хотели, чтобы священник рассказал нам о повседневной жизни во мраке невежеств, во мраке того, что он назвал «организованным беспорядком». Нас очень удивило то, что несмотря на темные тучи, сгустившиеся над Сирией, там все же есть проблески надежды, идущие не от наивного оптимизма, а от взгляды веры, выраженной в словах Св. Павла, ставших надеждой: «Кто отлучит нас от любви Божьей: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заключение. Но во сие преодолеваем силою Возлюбившего нас».
Этот крик надежным - не эстетический лиризм, а повседневная реальность, ежедневно превращающаяся в сознательный выбор: остаться не ради земли, а ради Божьего народа, который, как говорит Св.Августин, совершает свое историческое паломничество между гонениями в мире и Божьим утешением.
Война установила «чрезвычайный календарь». В чем заключается Ваша ежедневная работа священника?
В данной ситуации обычная пастырская работа приостановлена. Она превратилась в работу по оказанию гуманитарной помощи. Нынешняя чрезвычайная ситуация изменила цели и задачи пастырских посещений и другой деятельности. Например, совместно с Сирийским Комитетом по развитию мы переоборудовали две школы в пункты приемы беженцев-мусульман для того, чтобы показать, что Церковь служит всем людям независимо от их этнической, или религиозной принадлежности.
Что касается благотворительной и моральной помощи, то мы, как приход тесно сотрудничаем с «Красным Крестом» и «Caritas».
В районах, где еще остаются люди, мы продолжаем служить ежедневные мессы, при этом мы отмечаем рост числа верующих, ежедневно приходящих в церкви. Христиане стали больше полагаться на Христа, воскресшего из мертвых.
Я должен отметить, что многие священники постоянно работают вместе с мирянами в приходах и епархиальных службах по оказанию материальной помощи.
Поступали ли в адрес Вашего прихода какие-нибудь угрозы?
Общеизвестно, что многие церкви, в том числе очень древние, считавшиеся культурным наследием, к сожалению, были взорваны. Слава Богу, наша церковь не получала прямых угроз. Однако, угрожали многим нашим прихожанам, в результате чего они были вынуждены покинуть страну. Или перебраться в другие спокойные районы.
Несколько раз, особенно в канун больших праздников вблизи церквей оставляли машины, начиненные взрывчаткой. Благодаря Божественному Провидению наши граждане замечали опасность и обезвреживали бомбы.
Чего ждут христиане Алеппо от Церкви?
Люди обращаются к нам с различными вопросами о повседневных проблемах, но я могу сказать, что больше всего их волнует один вопрос – Должны ли они покинуть страну, или остаться и сохранять христианское присутствие в Леванте. Тем, кто может уехать, я советую уезжать, хотя бы временно, и я говорю это искренно.
Конечно, мы должны свидетельствовать Христа в обстановке ежедневного хаоса в которой мы живем. Но я не хочу, чтобы этот ответ был идеалистическим, или абстрактным. Повседневная реальность драматична, мы живем в ужасном беспорядке. Выходя утром из дома, мы не знаем, вернемся ли вечером. Поэтому мой ответ людям звучит так: Каждый должен поступать согласно своей совести, взвесить все за и против, учитывая положение своей семьи. Необходимо сделать выбор, продиктованный Божьей волей.
Мы реально смотрим на вещи. Что может конкретно предложить сейчас Церковь христианам Сирии? Мы более, чем благодарны всем христианам за поддержку и особенно Папе Франциску за его постоянные призывы в пользу «возлюбленной Сирии». Мы благодарны за помощь, которая поступает к нам. Но реальность остается – одной корзины с продовольственной помощью недостаточно. Христианам Алеппо и Сирии нужны безопасность, перспективы, надежды. Благодаря получаемой помощи мы сможем прожить, если нас не убьют, неделю, месяц, может быть, год. А что дальше? Поэтому, каждый должен сам ответить на этот вопрос согласно своей совести и своих возможностей.
А почему Вы не покидаете Сирию?
Во-первых, потому что Сирия – это моя страна. Я, как христианин, принадлежу этой земле. Во-вторых, и это более важно, из-за моей священнической миссии. Несмотря на все имеющиеся у меня возможности покинуть страну (например, вид на жительство в другой стране, возможность получить визу), призыв Христа для меня как священника, заключается в том, чтобы вселять надежду, не только мою личную, или церковного учреждения, но и самого Христа.
Я смогу покинуть страну только тогда, когда здесь не останется больше христиан. Если мне придется это сделать, то меня будут мучить угрызения совести более сильные, чем смерть из-за того, что я оставил друзей и детей, с которыми я жил в хорошие времена, а затем в трудные покинул.
Оба епископа освобождены. Однако сам факт похищения является очень серьезным вопросом. Как это событие повлияло на Вас и на Ваших прихожан?
Это был огромный шок, вызвавший у нас чувство растерянности и ужаса. Мы задаем себе вопрос: «Если они осмелились посягнуть на такую святость, то каким будет их следующий шаг? «Еще один серьёзный вопрос: «В чем смысл этого похищения? Затем похищать этих епископов, когда общеизвестно, что они прилагают все усилия для того, чтобы усадить противоборствующие стороны за стол переговоров? Зачем похищать людей, главной целью которых являются согласие и мир? Их похищение – это посягательство на диалог и мир. Это – абсурд. Это – драма. Это – глупый, вызывающий и бессмысленный жест, как с политической, социальной, так и религиозной точек зрения.
Перед смесью ужаса, страха, мужества, стойкости и капитуляции какое слово звучит громче всех?
Самое сильное слово, которое я могу сказать, это = пребывать во Христе. Это означает не слабость перед силами агрессии, а ежедневную мессу, на которой мы каждый день сообразуемся с распятым Христом в надежде на воскресение. Он – наша ежедневная пища и наша защита в эту бурю. Перед лицом этого отчаяния мы кричим: Христос – наша надежда.
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz