Вызовы нового Папы.
Рим, 19 марта 2013г. Zenit - Agnuz - Анализируя вызовы, которым должен будет противостоять новый папа, не следует вдаваться в ошибочные размышления политического характера о тех вызовах, которые являются узко церковными.
Церковь есть, если уместно такое сравнение, духовное учреждение о «активном», образуемом верой и святостью его членов и «пассивом», образуемым их слабостями.
Поэтому первый вызов для нового папы заключается в том, чтобы поднять духовную «температуру», почти 1 200 миллионов католиков во всем мире, то – есть повысить духовную активность Католической Церкви.
Выражаясь словами папы на покое Бенедикта XVI, «в последние десятилетия невероятно возросли возможности человека.. а наши моральные возможности остались прежними. Преодоление этого дисбаланса представляет собой большой вызов».
И в том, что касается укрепления моральной силы Церкви, новоизбранному папе придется вести большую пастырскую работу среди верующих. Поэтому, необходимо, чтобы он обладал глубокой духовностью.
Второй вызов состоит в том, чтобы открыть «рынок» идей духовных ценностей. Существует определенное «опошление зла», стремящееся превратиться в слабую диктатуру релятивизма. Потребуются большие усилия для того, чтобы вытащить верующих из бездны того, для того, что называется «моральным антимеркантилизмом».
Речь идет о своего рода страхе вступить в игру свободной конкуренции идей и моральных ценностей, которая определяется за пределами «морального зонта». Опасение, таящее в себе неверие в привлекательную силу христианских ценностей. Он должен суметь избавить от этого состояния замкнутости в себе, называемого «отсутствием болезни», самоизоляция в своей башне из слоновой кости, незнания и безразличия к амбициям, неуверенности и нерешительности своих современников, в то время, как большое общество продолжает свой путь в то время, как большое общество продолжает свой путь.
Географический вызов.
Третий вызов – географический. Первое тысячелетие было тысячелетием христианизации Европы, второе – распространение христианства в Америке. Третье тысячелетие, в котором новый папа будет играть особую роль, обращено к Азии и Африке. Неслучайно последние два папы посетил Африку в общей сложности 15 раз, и только Иоанн Павел II13 раз ездил в Азию.
НЕ следует забывать о том, что важнейшим новшеством XXI в. будет возрождение главных религий. Так социологи все чаще называют десекуляризацию одним из доминирующих явлений конца ХХ в., начала XXI в. Прогрессирующее пробуждение религиозного фактора происходит в Америке, Африке и Азии и он противостоит секуляризующим тенденциям старой Европы.
Новый папа не сможет быть евроцентричным, он будет мироцентричным. Конечно, он будет учитывать потенциал христианских корней Европы, не забывая при этом, что будущее христианства находится на других континентах. Отмечается, что новый папа будет главой религии с наибольшим числом верующих – 1 196 миллионов католиков, 49,4% которых живут в Америке и 15,2% в Африке.
Своего рода Рэмбо, или рок-звезда?
Необходимо провести чрезвычайно важную реформу, которую можно назвать структурной и которая окажет давление на организаторские и реформаторские способности нового папы. Я имею в виду интеллектуальную, гуманитарную и духовную подготовку 721 935 монахов и 412 236 священников во всем мире. Задача, непосредственно связанная с эффективностью высших лиц Церкви, ответственных за распространение христианского послания.
Следует также помнить о том, что проблема педофилии непосредственно связана с отсутствием эмоциональной и интеллектуальной зрелости некоторых семинаристов и, будущих священников. Так, некоторые католические университеты Америки и Европы, испытав влияние сексуальной революции 60-х годов, осуществляли обучение исходя из ошибочной концепции сексуальности человека и моральной теологии. Некоторые семинаристы, как и все поколение, восприняли это обучение и вследствие этого вели себя недостойно.
Избежать новые проблемы и добиться эффективности самой Католической Церкви можно только решив проблему образования.
Все эти вызовы – вместе с экуменизмом и необходимостью убеждения человечества в том, что борьба с различными проявлениями бедности – это не только вопрос филантропии, а настоящий «божественный порыв»- требует от нового Понтифика больших усилий.
Это не означает, что он должен быть, как заметил «NewYorkTimes», своего рода Рэмбо с чертами рок-звезды, способным сражаться на всех фронтах.
Новый папа не один. Он является головой очень большого духовного тела. Сейчас важно быть не столько «тяжелой артиллерией», или «большим океанским флотом», сколько суметь придать дыхание и порыв «пехоте» (если уместно подобное сравнение), насчитывающей 1 200 миллионов католиков во всем мире.
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz