Только истина Бога может спасти людей.
Рим, 13февраля 2013г. Zenit - Agnuz - В престижном Урбанианском Колледже Пропаганды Веры, расположенном в самом центре города, мы взяли эксклюзивное интервью для Агентства «Ancora» у Его Преосвященства Герхарда Людвига Мюллера, Префекта Конгрегации по Учению Веры, которую в свое время возглавлял Бенедикт XVI до того, как стал Папой. Нынешний хранитель католической ортодоксальности родился 31 декабря 1947г. в Фитене в Германии. 11 февраля 1978г. от стал священником епархии Магонца. С 2002г. по 2012г. возглавлял епархию Ратисбоны. 2 июня 2012г. по воле Святого Отца он был назначен Префектом вышеупомянутой Конгрегации.
Ваше Преосвященство, сегодня Вы занимаете пост, который раньше занимал Кардинал Ратцингер. Какие чувства Вы испытываете к Святому Отцу, выбравшему Вас на такую важную и деликатную должность и в каком духе Вы намереваетесь осуществлять свою деятельность на благо Церкви?
Выбор моей персоны взволновал меня, потому что Святой Отец уже тогда, когда был Префектом Конгрегации по Учению Веры, демонстрировал собою пример для подражания как в интеллектуальном, так и духовном планах, обладал огромными знаниями современной философии и интеллектуальной жизни.
Нам хорошо известны вызовы современного мира, затрагивающие вопросы мира между народами, социальную и нравственную жизнь. Сегодня многие говорят, что Церковь должна заниматься только милосердием, должна быть Церковью милосердия и сострадания, потому что истина есть субъективная, личная реальность. Не существует такой истины, а есть только истины на индивидуальном уровне. Однако, без основы истины не может быть подлинной жизни для людей. Милосердие без истины есть лишь чувство, лишенное основы. Поэтому истина и милосердие связаны друг с другом.
Католическая Церковь, возможно, является единственной христианской общиной, которая категорично говорит об этой истине не только для современной жизни и общества, но и для будущего. Я убежден в том, что всех существующих в мире политиков и экономистов не хватит для того, чтобы решить проблемы сегодняшнего человечества. Только истина Бога может спасти людей, а Церковь – это авангард будущего, несмотря на то, что многие масс-медиа и часть общественного мнения не признают это. Только, поставив во главу истину, мы сможем правильно решить проблемы человека.
Считает ли Вы, что защищая истину, Церковь вынуждена опираться только на свои силы, или она может рассчитывать на помощь общества, или, по крайней мере, его большей части?
На Церковь возложена задача по возвещению Евангелия всем людям доброй воли, а их очень много. И потом, Церковь это не какая-нибудь партия, философия, или мораль. Церковь – это сакраментальное присутствие истины Бога, появившегося в Иисусе Христе, который воплотился и присутствует среди нас.
Вы редактировали все работы теолога Йозефа Ратцингенра. Какая из его работ привлекает Вас больше всего и почему?
Меня привлекают многие из его важных работ. Естественно, что мое особое внимание привлекает его чисто теологические работы, такие, как, например, книга о Св. Бонавентуре, написанная молодым теологом Ратцингером для того, чтоб получить право преподавания в Германии. В этой работе он представил свою классическую концепцию откровения, которая является не только информацией от Бога, но и почти передачей его человеку. Вера людей, не одного человека, а всей общины верующих, доносит откровения до нас через исповедание.
Через несколько дней по случаю Недели молитвы о единстве христиан мы объединимся с нашими отдельными братьями, чтобы просить Бога о даре единства. Святой Отец сделал большие шаги на пути к единению с братьями - англиканами. Думает ли Церковь предпринять аналогичные шаги по отношению к братьям – лютеранам?
Лютеранский мир немного отличается от англиканского, потому что среди англикан всегда было одно крыло более близкое к католицизму. Многие люди в этом крыле близкие к Католической Церкви, недовольны некоторыми порядками в англиканской общие. Например, рукоположение женщин в диаконы, пресвитеры и епископы. Поэтому эти англикане вошли в Католическую Церковь. У Лютеран все несколько по другому, но и здесь также есть движение, которые желают полного единения с Католической Церковью, потому что они считают, что сам Лютер не хотел отделения и разделения христиан, он хотел реформировать Церковь. Кроме того, они считают, что сегодня, после II Ватиканского Собора, в Католической Церкви реализованы все требования протестантской реформации, в частности, например, участие мирян в жизни Церкви и литургии. Поэтому они хотят стать католиками в полном единении с Церковью и мы должны быть готовы принять их, когда они захотят стать членами Католической Церкви, с тем, чтобы они смогли в нее войти, сохраняя при этом сложившиеся у них традиции. Например, в федеральной земле Германии, из которой я происхожу, протестанты не только не противятся католицизму, но и сохраняли многие католические традиции.
Я желаю, чтобы христиане вновь осознали, как велико достоинство их призвания, чтобы они не прислушивались к тем фальшивым пророкам, утверждающим, что сегодняшний мир не нуждается в Боге, не нуждается в смысле жизни. Я надеюсь, что все мы христиане, сможем осознать божественное призвание, которое мы получили, когда были созданы по образу божьему и призваны Иисусом Христом быть детьми единого Отца.
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz